Узнав в Москве из газет о чехословацком мятеже на Волге, делегаты II съезда комиссаров труда первого съезда СНХ РСФСР заволновались. Приволжские делегаты немедленно поторопились домой, сибиряки же оставались в Москве, в ожидании дальнейших событий.
Однако с каждым днем телеграф приносил все более тревожные, известия, и многим из нас оставалась либо застрять надолго в Москве, либо прорваться сквозь фронт в Сибирь.
Железнодорожные билеты выдавались только до Вятки, так как в средине июня 1918 г. фронтовая линия чехословацкого корпуса, которому помогали все объединенные силы эсере - меньшевиков, перекинулись с Волги на Урал и в Западную Сибирь.
По Москве ходили самые разнообразные слухи о падении соввласти в ряде сибирских городов: в Тюмени, Омске, Ново - Николаев - оке и т. д.
Так или иначе, но сидеть в это время в Москве сибирским большевикам было просто невыносимо. А как пробраться туда, в далекий Иркутск?
Каким - то путем удалось достать литер до Иркутска за подписью т. Невского и отправиться с северного вокзала на Восток. Вологду и Вятку, вопреки ожиданиям, удалось миновать благополучно. Но уже в Перми чувствовалось дыхание гражданской войны. Наш пассажирский поезд попал на какой - то запасный путь, а по линии стояли эшелоны, к которым стягивались красноармейские части и, главным образом, рабочие Мотовилихинского, Лысвенского и др. заводов. С одним из этих эшелонов, где был и военный оркестр, удалось добраться до Екатеринбурга.
Центр Урала уже по - настоящему превратился в военный лагерь. Здесь лихорадочно формировались войсковые части из рабочих, прибывавших с Запада и Востока, а также и по горнозаводской железной дороге. В штабе округа, где происходили непрерывные заседания, мне удалось завизировать свой литер и, после трехдневном передышки, добраться до ст. Богдановичи, а отсюда - частью пешком, частью в случайных эшелонах - до Тюмени.
В Тюмени картина военного положения еще более стала ясной. Совет и парторганизации готовились к эвакуации на запад.
Здесь же я встретил и Томский совет, эвакуировавшийся из Томска. Они весьма скептически отнеслись к моему намерению пробраться в Иркутск. Томский совет эвакуировался водным путем, ибо ст. Тайга уже находилась в руках чехов.
Иркутск еще держится, а Красноярск просил у Томска подкреплений, очевидно, красноярцы еще сражаются, так как по слухам части красноярцев имели стычки с чехами около Мариинска.
Я отправился в штаб и настоятельно потребовал дать мне возможность пробраться на Восток.
Путь был один: только водой через Тобол, Иртыш, через Обдорск... «Дальше видно будет», - решил я.
Недолго рассуждая, я несколько преобразил свою внешность, сменял паспорт и сел на пароход «Власть советов», который отправлялся в Томск с эвакуированными с фронта империалистической войны инвалидами.
После восьми дней путешествия по волнам Тобола, Иртыша и Томи мы подъезжаем в летний день к вновь испеченной столице Западной Сибири. С берега сигнализируют: «Близко не подъезжать». Слышится команда капитана: «Отдай якорь!», и мы стали посреди фарватера.
«Что сей сон значит? Что сулит нам «Западносибирское временное правительство»?»
От берега отчаливает катер с военным. Ясно, что мне приходится расстаться с браунингом. Это удалось незаметно проделать, бросил в воду через уборную и некоторые документы.
Но вот и офицерье.
- Становись на поверку смирно! Штатские, два шага вперед!
Картина знакомая. Просматривают документы нашей группы - ничего подозрительного. У меня удостоверение тамошнего совета на проезд пароходом.
- Ваша фамилия?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.