Артели созданы, но им нужна помощь... В город приезжает из кишлака женщина за инструментами, за какими - то бумажками, но она не знает, к кому обратиться, она слоняется по улицам и канцеляриям и опечаленная уезжает обратно. И вот одна комсомольская ячейка зажигается идеей: организуем шефство городских работниц и жен рабочих над женскими артелями шелководок! Начинание подхватывают десятки, сотни ячеек, работа по организации и укреплению такого шефства становится одной из боевых задач средне - азиатского комсомола.
В коридорах бывших ташкентских гимназий и училищ, где когда - то чинно ходили под ручку дочки чиновничьих и буржуазных семей, теперь встречаешь смуглые веселые лица девушек из кишлаков. Они учатся. Десятки женских институтов, школ, курсов, созданных во всех городах' Узбекистана, готовят армию тех, кто сбросит в яму прошлого последние камни ичкари. В этом году в школы фабзавуча всех отраслей промышленности, в техникумы и на различные курсы будет принято не менее 35% узбекских и туркменских девчат.
В комсомоле Средней Азии слишком мало девушек. Среди городских и кишлачных комсомольцев есть вредители женского раскрепощения. Были такие, что голосовали на собраниях за полное раскрепощение, а в стенах своих домов злобными голосами угрожали карой женам, сестрам и матерям, если они посмеют снять паранджу и чачван. Такие платили калым, устраивали пышные религиозные свадьбы, запрещали женам участвовать в общественной работе.
С такими - борьба. Великая борьба зовет к непрестанной работе. Сколько безграмотных, загнанных людей в кишлаках! Сколько тянущихся к солнцу новой жизни девушек и женщин сидят в каменных клетках ичкари.
Комсомол Средней Азии не прекращает борьбы ни на одну минуту. Ведь;
Где - б ни сдали,
Чья - б ни сдала -
Мы не сдали,
Мы не сдадим!
Ташкент.
Примечание: чачван и паранджа - халат и сетка из конского волоса, в которые узбекская женщина закутывается с головы до ног.
Ичкари - женская половина, куда категорически запрещен доступ всем мужчинам, исключая близких родственников. Женщина не имеет права покинуть ичкари без разрешения мужа.
Калым - купля жены за определенное количество риса, муки, баранов и т. д., устанавливаемая родственниками невесты. Это настоящий торг.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.