Ломаем стены Ичкари

Б Савич| опубликовано в номере №156-157, июнь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Трудящиеся Индии поднимаются На борьбу с британским империализмом и собственной буржуазией. Трудящиеся Средней Азии давно решили эту задачу, свергнув с помощью пролетариата промышленных центров российский империализм и вытесняя байство с последних его позиций. Но тысячи других задач стоят перед трудящимися и комсомольцами Средней Азии и в том числе задача раскрепощения женщины - задача тяжелая, разрешаемая в упорной борьбе с классовым врагом, отстаивающим каждую пядь старого быта.

Четверо было их: Чилли - биби - председательница хаитского сельсовета, Сайрам - бйби Абдулаева - жена учителя - комсомольца, Муа - лим - биби Касымова, Олям - биби Газаева.

Их привели, на площадь кишлака Хаити и поставили перед наспех сколоченной виселицей. Они должны были умереть: солнце обжигало открытые их лица, не застревая в густой сети паранджи. Они должны были умереть: только накануне они вернулись из Гарма, где учились в педтехникуме, - они, которые пошли против шариата и написали на бумаге такие слова: «Мы, женщины, сбросившие паранджу, имеем желание - учиться, для того чтобы в будущем стать учительницами.

Они должны были умереть: по кишлакам гуляли, банды Максума, и тут, в Хаити, были теперь он сам - Фузайль, посеревший и сумрачный.

Их называли «проститутками», «чертовым калом», «блудницами», «невестами дьявола». Теперь бандиты и муллы выталкивали их из жизни.

Они хотели жить.

Но они молчали.

Солнце обжигало открытые их лица, не застревая в густой сети паранджи.

Назавтра три женских трупа были зарыты в навозную кучу. Четвертой, беременной Чилли - биби, удалось спастись.

Века гнета и насилия лишили узбекскую женщину всех человеческих прав. Узбекская женщина стала домашним животным, которое за ненадобностью можно было продать, обменять, убить. Она должна была всю свою жизнь кутаться в ненавистные чачван и паранджу и не знать иного мира, кроме душного, отвратительного мира ичкари.

Классовые враги бешено сопротивляются великой, раскрепощающей узбекскую женщину работе партии и советской власти.

- Они - неверные, плохие дочери своих отцов, - говорит враг о снявших паранджу. - Мусульмане опозорены их открытыми лицами. Они обучаются русскому письму, чтобы осквернить веру ислама. Эти проститутки уговаривают наших дочерей открыть свои лица и вступить на путь разврата. Они согрешили против шариата. Их следует наказать.

Духовенство и баи решительны в своих действиях. Мы рассказали, как расправились с тремя ученицами гармского педтехникума. Есть сотни таких жертв. Сотни зверски убитых муллами и баями коммунистов, комсомольцев и пионеров, да, пионеров - они тоже активные борцы за раскрепощение. Еще свежо в памяти убийстве активной комсомолки - женработницы Садыковой, знавшей о готовящемся на нее покушении и все же поехавшей в кишлак проводить собрание женщин.

Но их все больше и больше - освобожденных, включившихся в кипучую непрерывку советской жизни.

В Бухарском округе свыше 50 тыс. узбекских женщин сожгли на кострах чачван и паранджу.

В Янш - Юльском районе колхозницы выступили застрельщицами социалистического соревнования «на лучший труд и большой урожай»..

Комсомолка Айч - Джамал Измайлова вместе с двумя товарищами создает на каменистой, изможденной зноем земле аула Мапыш колхоз «Красная Звезда» - лучший колхоз в Ашхабадском районе.

Во главе базовой комсомольской ячейки ферганской шелкомоталки становится Маруся Низаметдинова. Она принимает комсомольский коллектив от другого секретаря почти разваленным: комсомольцы слабо участвовали в социалистическом соревновании, уходили от союзной жизни, хулиганили. Маруся - еще вчера безграмотная, и загнанная - сколачивает актив и ставит коллектив на ноги.

Комсомол Средней Азии борется за подлинное раскрепощение женщины. Это значит, в первую очередь, вовлечь женщин в производственный процесс. Пятилетка требует, чтобы по основным отраслям промышленности Средней Азии - по гренажной, текстильной, табачной, швейной и пищевкусовой - процент женщин был бы не менее восьмидесяти в среднем. А по металлической - не менее пятнадцати. Именно поэтому комсомольские организации Средней Азии так яростно выступают против тех людей и организаций, которые сваливают всю работу по раскрепощению на женотделы, а сами ограничиваются пустопорожними декларациями.

В кишлаках Ташкентского и Бухарского округов возникли первые самостоятельные женские шелководческие артели. Впервые в истории восточная женщина становится самостоятельным, полноправным членом рабочего коллектива. Эти артели были созданы комсомольцами. В Туркменистане комсомольцы, преодолевая сотни бюрократических преград, создавали женские ковродельческие артели, продукция которых идет за границу и дает Советскому Союзу валюту на индустриализацию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Жизнь пролетария

Продолжение, начало см. №№ 13, 14 и 15 «Смены»