В Москве происходит I Всесоюзная олимпиада театров, кино и хоров республик Советского Союза. Ленинградский ТРАМ и гостеатр Грузии, тюркский художественный театр и узбекская госдрама, украинская кинолента и белорусский хор и ряд других бойцов из отрядов молодых пролетарских национальных культур - все они соревнуются перед тысячными аудиториями рабочей Москвы. 15 театров союзных республик и автономных областей, 9 кинопроизводств, около 15 различных хоров, хореографических (танцевальных) групп и оркестров принимают участие в этом необычном соревновании. Это соревнование приобретает тем большее политическое значение, что в это же самое время, когда поднимается флаг олимпиады, в Китае, в Индии, в Индо - Китае войска империалистов расстреливают рабочих и крестьян, борющихся за свое социальное и национальное освобождение.
Буржуазия любит «экзотику» - цыганские хоры, «русскую» пляску псевдонегритянский джаз - банд. В глазах буржуазного общества, где культура и искусство не господствующих наций топчутся жандармским сапогом, это искусство и эта культура представляют только «экзотику», только «этнографию», которые приятно щекочут нервы. На олимпиаде в Москве каждое национальное пролетарское искусство соревнуется с другим, как равное с равным, достижения одного критически оцениваются другим, и в процессе дальнейшей творческой работы этот богатейший опыт будет использован; лучшее будет воспринято, негодное - откинуто. Так осуществляется интернационализация пролетарского искусства, так воспитываются молодые кадры работников национальных искусств.
Все национальные искусства нашей страны говорят одним классовым языков, но каждое по - своему, со своими интонациями, рассказывает о великом общем деле социалистической стройки. Коммунистическая Академия организовала для участников олимпиады специальные курсы марксистского искусствоведения - пусть работники национальных искусств подкуются в теоретическом отношении, пусть они правильно осмыслят значение того громадного дела, которое они делают. Ведь олимпиада проходит в дни XVI съезда партии, когда партия бросает лучи прожектора на убегающий вперед путь, когда Госпланом закопчена разработка пятилетки искусства. Весь фронт искусства перестраивается. Мы решительно порываем с ориентацией на ограниченный круг почитателей «большого» искусства, мы поворачиваем его лицом к миллионной аудитории фабрик и колхозов.
С этой точки зрения - с точки зрения реконструкции искусства, как этого требуют наши дни, - надо оценивать все то, что показывает олимпиада.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Окончание. См. №№ 13 - 17 «Смены»