На московском станкостроительном заводе «Самоточка» существовало два голода. Голод завода на квалифицированных рабочих, на техников и инженеров. И голод рабочих на учебу, на совершенствование своей квалификации.
Завод несомненно заинтересован в том, чтобы его рабочие превращались в бригадиров, техников, инженеров. Но он не может отпустить их учиться, потому что это угрожает катастрофой.
Противоречие казалось неразрешимым.
Так обстояло дело еще два месяца назад.
И вот что происходит сейчас.
Рабочие поступили во втуз. Но завод не потерял рабочих. Рабочие учатся, продолжая стоять у станков. Завод использует их труд и все же дает им возможность учиться.
Завод перестал быть только заводом. Втуз теперь не только втуз.
1 января 1930 года приступил к работе первый в СССР и - тем более - первый в мире завод - втуз: «Самоточка».
Основными достоинствами всех, кто участвовал в создании завода - втуза, является решительность и быстрота в осуществлении плана.
Поэтому, например, единственным оборудованием зала для теоретических занятий является пока метров двенадцать площади.
Очень неудобно. Но неудобства этого не испугались. В том - то и заслуга, что не испугались. Поэтому завод - втуз и существует уже не только в проекте. Но в то же время здесь правая рука очень точно осведомлена о том, что делает левая. Правая вешала сатин в тесной и душной столовой, а левая строит отдельные помещения в шесть аудиторий. Жаль, что нет третьей руки. А то заложили бы фундамент для железобетонного здания - дворцы рабочей учебы. Оно скоро понадобится, такое здание, потому что каждому заводу - втузу предстоит огромное увлекательное будущее.
Еще бы: рабочий будет учиться, не отходя от станка. Он будет превращаться в инженера, не переставая быть рабочим.
Еще теперь станкостроительные заводы жадно смотрят на каждого инженера этой специальности, работающего на чужом предприятии. Кризис на людей, на квалифицированных рабочих и специалистов здесь необычаен.
Завод - втуз выручает. Через несколько лет «Самоточка» сумеет не только справиться со своим кризисом на людей, но и предложить другим заводам, сотоварищам по специальности, новых инженеров, техников и бригадиров.
Да что там через несколько лет! На другой день после начала занятий несколько чернорабочих - втузовцев «Самоточки» стали к станкам на квалифицированную работу. Не нужно искать по биржам обученных рабочих, - их все равно нет, давно разобраны, - чернорабочие на занятиях учат алгебру, геометрию, физику и одновременно у станка вбирают в себя практические навыки новой квалификации.
Для всех, кто незнаком с заводом - втузом, этот завод - фантастическая, дикая вещь. На небольшом станкостроительном заводе «Самоточка» из 430 рабочих учатся во втузе 230. Раньше это было бы равнозначно консервированию завода - он задохнулся бы без людей. Ну, как же - раз рабочие идут учиться, значит, они «потеряны» для завода. А когда «потерянными» бывает больше половины всех рабочих, предприятие перестает жить.
Но вот 230 учатся, а завод живет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.