Из всех участков кинофронта наиболее слабым до сего времени является участок, отведенный для борьбы с религией. Фильмов, носящих характер антирелигиозной пропаганды, вообще мало. Таких же, которые смогли бы подойти под рубрику ценных и полностью оправдавших свое назначение, почти нет. А сюда, на этот участок, как раз должно быть обращено наибольшее внимание.
Выпущенный Совкино фильм «Иуда» в некоторой степени заполняет брешь, являясь вместе с тем нужным вкладом в советскую кинематографию. Основное в фильме: обнажение классовой сущности религии и взаимоотношений между богатым монастырем и окрестными крестьянами - бедняками. На фоне гражданской войны разворачивается закулисная монастырская «механика».
Монастырь, это - паук, захвативший в свою паутину окружающие земли, обирающий, во имя Христово, бедняков за неуплату аренды. При помощи партизан крестьянство поднимает восстание, но подошедший отряд белогвардейцев подавляет восставших.
Напуганное и обозленное бунтом, духовенство окончательно сбрасывает с себя лицемерную маску и, войдя в союз с белыми, решает жестоко отомстить. У бедняков отбирается последняя скотина. Арестованных повстанцев приговаривают к смертной казни, а вместе с ними обрекается на казнь и старец - «святой» Иона, объективно против своей воли - экзальтированного святоши, оказавшего ценную услугу белым. Иона слишком много узнал о делишках развратного настоятеля, и его решают «ликвидировать» вместе с красными.
Пока идут приготовления к казни, попы готовят новый фокус с «плачущей иконой», чтобы привлечь на свою сторону крестьян.
Толпами валит народ, чтобы посмотреть на чудо, пока подготовляется расстрел арестованных повстанцев... Но партизаны спасают арестованных, «чудо» раскрывается, а население, вооруженное попами для борьбы с «красными антихристами», обращает это оружие против своих, действительных врагов.
Ценность фильма не только в его намерениях показать зрителю оборотную сторону и истинную сущность религии и ее служителей. «Иуда» не голая агитка на антирелигиозную тему - в этом большое его достоинство. «Иуда», безусловно, интересная художественная картина. Смотрится она с огромным интересом, часто вызывая аплодисменты зрительного зала.
«Голубой экспресс» построен на материале классовой борьбы и колониальной политики империалистов в Китае Количеством и качеством фильмов, посвященных революционному движению за пределами СССР, мы, к сожалению, похвастаться не можем. Поэтому каждый новый фильм на эту нужную, многообразную тему является желанным для наших экранов.
Молодой режиссер И. Трауберг к постановке своего фильма подошел без обычного шаблона и упрощенчества. Он пытался дать символический показ сложной политической и экономической обстановки Китая сегодняшнего дня.
Жизнь людей, разделенных на первый, второй и третий классы, мчащегося экспресса как бы показывает деление общества на классы в действительности.
Восстание живого «товара» - китайских кули, находящихся в товарных вагонах - охватывает весь экспресс. Он мчится по стране, пропускаемый всюду сочувствующими железнодорожниками, олицетворяя собой экспресс революции.
Но благая попытка режиссера и сценариста фильма не увенчалась успехом. Ограниченность действия фильма, происходящего только в самом экспрессе, представила для авторов трудности, которых им не удалось разрешить. Классовая борьба, поданная в «Голубом экспрессе», слишком схематична и не дает представления о ее политической сути и формах. Прекрасные намерения отойти от шаблонной подачи сюжета сказались все же на трактовке отдельных персонажей.
Из - за фигур толстяка - миссионера с молитвенником и крестом в руках выглянул знакомый тип ксендза из «Креста и маузера». Хищник - империалист напоминает капля в каплю многих уже ранее виденных на экране, танцующую в салон - вагонах «разлагающуюся» буржуазию и т. п. В то же время режиссер И. Трауберг умеет схватывать и остро преподносить надолго запоминающиеся и волнующие моменты, хотя бы в роде казни китайцев.
Не восполняя бреши в показе революционной борьбы в Китае, «Голубой экспресс» может быть все же просмотрен как интересная иллюстрация к теме огромной политической важности и интереса.
Этот фильм назван по имени своего героя - сына южных морей - полинезийца Моана.
Перед зрителем на экране в интересной и увлекательной форме проходит рассказ о жизни и борьбе за существование человека далеких субтропических островов Гавайи, расположенных близ Австралии.
Юноша Моана, обладающий исключительной ловкостью и находчивостью, с самым примитивным арсеналом приспособлений, шаг за шагом отвоевывает у природы свое право на жизнь. Инстинкт почти первобытного человека подсказывает ему, как победить буквально голыми руками дикого кабана с огромными клыками.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.