По карте Советского Союза можно наблюдать, как земля выходит из берегов.
Взрыв начинался с двух - трех крестьянских дворов. Внезапно исчезали черные перекошенные заборы. Дворы сливались. Силой первого взрыва расшатывались заборы всего села. На полях задушенная в прошлом земля затопляла межи, выбивалась из старых границ, земляным штормом билась в чужие, еще не расшатанные заборы.
Отовсюду в районные центры неслись телеграммы о стихийном разливе коллективизации. Не успевали приходить ответные директивы, как разлив становился сплошным. Рушились все заборы во всем районе. В газетах все чаще и чаще повторялось: новые районы сплошной коллективизации.
Земля вышла из берегов, деревня тронулась навстречу социализму.
Электричество ворочает землю.
Представьте: Тщедушный электрический утюг вдруг разбух, стал огромным, с гладильной доски перекочевал на поле и приготовился ворочать землю.
Представитель Каширского района сплошной коллективизации заявил на совещании в Колхозцентре:
- В ближайшем будущем, используя энергию Каширской электростанции, наш агроиндустриальный комбинат приступит к электрической запашке земли.
На одном из следующих заседаний стенографистка записала следующие слова представителя на этот раз уже Лихославльского района:
- В распоряжении нашего колхозкомбината имеется 400.000 гектаров земли. Для ее обработки мы проектируем постройку единой электропахотной станции, которая будет работать на мощном торфяном массиве. Она распашет нам все три района Тверского округа.
Создание агроиндустриальных комбинатов совершенно уничтожило представление о старой деревне с ее индивидуальными хозяйствами.
На территории сельскохозяйственных районов обнаружились силы, способные в ничтожный исторический срок вынести деревню из средневековья к социалистическому будущему.
Море сплошной не разгороженной земли! Разве оно не должно вывернуть наизнанку всю природу сельского хозяйства?
Но как? С какого бока начать? Если бы было время приготовиться, собраться с мыслями. Но какое там! Едва успевали кое - как приспособиться к одному гигантскому колхозу, как все планы летели к черту, потому что разлив захватывал новые тысячи гектаров земли.
Что же - только пахать их, как прежде? Трактор. Хорошо, но разве один трактор может делать революцию всего хозяйства? А ведь нужна именно полная, невиданная революция. Объединенная земля требует того, чтобы вся система сельского хозяйства стала новой.
Тогда в Москве впервые произнесено было новое слово:
- Агроиндустриальный комбинат.
Не успели еще в центре теоретически наметить черты новой хозяйственной единицы, как съехались со всех концов Союза люди из районов сплошной коллективизации и заявили:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из дневника участника Памирской экспедиции