«Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что это пока фантазия), то средний крестьянин сказал бы: Я за коммунию».
Ленин. Из речи на VIII съезде партии.
Степь... Широкая, бескрайняя... Кругом на сотни верст степная гладь - целина. Нет путей - дорог; сиротливо жмется к земле редкий кустарник, ветры вольные, буйные бродят одиноко по степи. И нет им пристанища - далеко уходят равнины невспаханных полей, далеко бегут степные просторы...
И ждут они, не рожденные поля, новых дней, когда придут люди, смелые, упорные, и напоят ее соком кропотливого труда, оплодотворят ее тысячевековую нетронутую гладь. Тогда зашумит степь новой жизнью, зацветет пшеничным густоцветом, и ветры, оседланные, взнузданные, умчатся в иные края, чтобы прошуметь тревожными песнями о побежденной степи, о новой жизни на новой земле...
... Смелые люди перетряхивают старую, спящую землю. Люди, как ветры, мчатся по степи, меряют ее бескрайние дали и замыкают их в строгие колонки цифр. Люди штурмуют степь и побеждают. Бескрайние дали равнин будут разрезаны на ровные ломти, и по их молчаливым просторам пройдется мощная штурмовая колонна бунтарей. Каждый из них несет все новые песни, бодрые, смелые, - прокладывает путь к новой, невиданной жизни. Бунтарь бродит по степи... Имя ему - трактор!
Трактор ломает изгородь старой деревни. Там, где он выходит на борьбу, побеждает новь; рушатся вековые межи, падают частоколы. Разодранная на клочья земля объединяется, и цветет на ней новая жизнь.
... Нам нужны тракторы - бунтари. Нам нужны сотни тысяч тракторов, чтобы перелицевать весь лик земли. Ильич не раз говорил о «стальных конях» для деревни: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов»... - «фантазировал» он на VIII съезде партии Феликс Дзержинский, великий бунтарь и строитель, понял ленинскую мечту и преисполнился величием этого огромного дела.
Железный Феликс предвидел грядущие глубокие сдвиги, но осуществить свою мечту не мог. Не до этого было тогда. То были годы, когда стране нужны были иные кони, для иных полей, - живые кони для полей сражений. Нужны были победы над врагом, сильным и ненавистным. И только последующие годы, ознаменованные великими победами над врагом, дали возможность претворить боевой клич Феликса в жизнь:
- Нам нужны свои, советские тракторы.
... В степи, широкой и бескрайней, растет Тракторострой, гигант революции, сказочный богатырь сказочной пятилетки.
От шумного Сталинграда бегут в молчаливую степь гонцы - рельсы. Они сверкают на солнце зеленовато - серым стальным отливом - ведут к строительству. Еще вдали от гиганта чувствуется его живое дыхание, его небывалый творческий размах.
По железнодорожной ветке и вдоль не стальных берегов снуют караваны строительных материалов. Миллионный поток кирпича! Неудержимая лавина цемента, стекла! Ненасытный гигант, раскинувшийся на 530 гектаров, пожирает их с молниеносной быстротой. О его «аппетите» свидетельствуют несколько цифр: один механическо - сборочный цех поглощает 600 тысяч штук кирпича, 45 тысяч квадратных метров стекла и несколько десятков тысяч бочек цемента.
Цемент, кирпич, стекло! - Не о них ли распинались правые маловеры и пророчествовали стране гибель? «Воздушные кирпичи - из них заводов не построишь», - издевались они над нашей пятилеткой. И, как бы им в ответ, движется беспрерывным потоком кирпич, не «воздушный», а самый настоящий, подлинный, строительный, и с невиданной быстротой тянутся вверх огромные корпуса будущих цехов.
В июне были заложены первые камни фундаментов, а уже через четыре месяца; в ноябре, выросли в степи гигантские сооружения, а к январю подведены под крышу основные цеха. Нач. Тракторостроя, тов. Иванов, докладывает:
«Сейчас конструкции литейного цеха установлены, идет укладка досок для устройства крыши. Литейный цех мы закроем крышей к первым числам января. Механическо-сборочный цех тоже заканчивается. Работы земельные мы начали в конце июля - в начале августа. Кладку фундамента производили в августе и в сентябре. Первая партия железных конструкций прибыла на территорию завода 15 сентября, первую колонну железных конструкций мы установили 25 сентября. Раньше на протяжении, примерно, 12 гектаров было голое место. Сейчас, кроме литейного цеха, кончают стеклить или уже окончили стеклить механическо-сборочный цех в 408 метров длины и 96 метров ширины, занимающий около 5 гектаров земли. Заканчивается остекление кузницы площадью в 22 - 26 тысяч кв. метров. Установлены железные конструкции, идет кладка крыши. К 1 февраля промышленное строительство будет закончено в пределах, допускающих развертывание работ полным фронтом.
Монтажные работы начинаются уже теперь. Часть оборудования прибыла, часть прибывает на - днях в один из южных портов.
1 июля мы должны пустить завод».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из дневника участника Памирской экспедиции