На пик Ленина

Л Бархаш| опубликовано в номере №142, январь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из дневника участника Памирской экспедиции

- Бумейде!

Тахташ отрицательно машет головой.

- Ленин!

- Ленин!

От сильного порыва ветра хлопает циновка, заменяющая дверь в юрте. Клубы пыли несутся сверху, с перевала Терс - Агар, окутывают на мгновение юрту и широким облаком спускаются по крутому склону вниз, к небольшой долинке Алтын - Мазар, где стоит несколько киргизских зимовок.

Мы отдыхаем, беседуя с кара - киргизами. По юрте в беспорядке разбросаны ящики и мешки - имущество нашей экспедиции. Терс - Агар - дверь на Памир. Здесь наш первый базовый лагерь. Дальнейший путь будет во много раз труднее. Мы идем тремя группами - геологи, топографы и альпинисты - исследовать белое пятно - район реки Саук - Сая.

Геологи будут искать золото, топографы составлять карту этой неисследованной области, альпинисты обследуют верховья Саук - Сая, пройдут по ледникам на Заалайский хребет, до самого пика Ленина.

Я достаю из вещевого мешка бюст Ленина и показываю киргизам. Бюст мы захватили, чтобы водрузить его на горе, недавно получившей имя вождя мировой революции.

Тахташ неграмотен, он никогда не был на севере, за двумя горными хребтами. Каракиргизы кочуют в ущельях горных хребтов Памира. В уходе за косматыми яками, меланхоличными верблюдами проходит их жизнь. Скот - все их средство к существованию. Яки и верблюды дают молоко, сыр, мясо, дают одежду. В обмен на шкуры кара - киргизы достают ячменную муку и пекут из нее лепешки. Советская культура не коснулась их, эти кочевники пока целиком во власти суровой природы и старого бытового уклада, строго охраняемого стариками.

Сюда за Терс - Агар приезжали иногда кавалерийские разъезды. Среди красноармейцев встречались киргизы. Они рассказывали о жизни на севере, рассказывали, что теперь у власти беднота, что земля и скот отняты у богачей, распределены среди бедноты. Особенно поразили Тахташа рассказы, что молодежь на севере имеет теперь такие же права, как и старики, что молодой киргиз из бедняков может даже сделаться «большим начальником». Красноармейцы рассказывали о революции и часто упоминали имя Ленина.

Тахташ тщательно вытер руки о полы халата и осторожно взял в руки гипсовую фигуру. В черных, слегка раскосых глазах кара - киргиза светились интерес и уважение к человеку, имя которого связывается с новой жизнью на севере. Потом Тахташ помогает мне тщательно упаковать бюст и снова уложить его в вещевой мешок.

Тахташ, вместе с двумя товарищами отправляется вместе с нами вверх, чтобы помочь устраивать базовые лагеря. Они батраки, ухаживают за скотом богатых соседей. Никакой платы на руки они не получают, все идет в возмещение долга. Когда затягивается суровая зима - кончается мука, поедаются запасенные сырки, голод начинает угрожать бедняку. И начинается паломничество к богатым киргизам. Те оказывают помощь охотно. Но... за одну пригоршню муки требуют потом две. А проще всего - отработай!

Тахташ хотел бы жениться, но просят большой калым: трех яков и двух лошадей. Вся его семья не имеет столько. Говорят, что калым отменен уже на севере, за двумя хребтами, но здесь старые законы строго охраняются стариками. И вот киргизы идут с нами, чтобы немного заработать на женитьбу.

Труден наш путь. Крутые склоны, бурные реки грозят гибелью на каждом шагу. Мы уже потеряли на переправе одного товарища - геолога Рогоза. И сейчас, того и гляди, свернешь себе шею.

Впереди всех пробирается наша горная разведка, изучает путь, прокладывая тропу. За разведкой следует основное ядро экспедиции. Геологи откалывают своими молотками куски золотоносной руды и отправляют вниз, в походную лабораторию на исследование. Кусок за куском зарисовывают маршрут топографы.

Нам встречаются каменные бараны - архары, с громадными рогами, попадаются кийки - дикие козы, легко берущие крутизну скал. Улары - дикие индейки - неуклюже переваливаются и испуганно квохчут, стараясь безуспешно уйти от охотника. Улары могут лететь только с выступа, но, если взлет удался, эти неуклюжие птицы стрелою разрезают воздух и быстро скрываются в синеве небес.

Бюст Ленина поручили нести мне. Я должен передать его товарищу, который сумеет выше меня подняться на пик.

Двенадцать дней шли мы в горной разведке, прокладывали путь. Закончив основной маршрут, спускаемся вниз. Нужно встретиться с геологами, договориться о дальнейшем плане передвижения. Нам предстоит пойти теперь вверх, в область вечных снегов. Надолго потеряем связь с остальными товарищами.

И вот мы уже внизу. Торопимся попасть на основную базу геологов, на заброшенный золотой рудник Джаргучек, единственный на Памире.

Последнюю часть пути делаем мы на лошадях. Застает ночь. Но мы надеемся на инстинкт киргизских лошадей, выросших в горах. Вот - крутой спуск со склона хребта в ущелье. Я знаю это место. Здесь тропа не шире копыта. А сорвешься - поминай как звали. Но лошади спускаются благополучно. Вот мы уже внизу, где ревет горный поток. Переправа - и потом путь тянется кверху.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены