На спасенье Эйельсона

А Морозов| опубликовано в номере №141, январь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

В экспедиции по спасению американскою летчика Эйельсона и его механика Берлснда, снаряженной по просьбе общественных организаций С. А. С. Ш. советской правительственной арктической комиссией, принимает участие корреспондент «Смены» и «Борьбы Миров» Б. В. Громов.

Корреспонденции и статьи тов. Громова с пути и касающиеся самого хода спасения будут помещаться в журналах «Смена» и «Борьба Миров».

Эйельсон и Берланд, застрявшие сейчас в районе мыса Северного у советских берегов Северного Ледовитого океана, принадлежат к категории коммерческих летунов Аляски. Лейтенант американского флота летчик Эйельсон и его механик Берланд служат в авиационной коммерческой фирме «Эрвейс транспорт компани». На аэропланах они перевозят на Аляску меха, скупаемые американцами на далеких берегах океана, перебрасывают американских охотников с одного места охоты на другое и выполняют на севере службу «воздушных извозчиков».

В свой последний рейс к берегам Советского Союза Эйельсон и Берланд отправились по поручению своих хозяев. Здесь возле мыса Северного была затерта во льдах американская шхуна «Нанук». На судне находились дорогие меха, перебросить которые на Аляску и было приказано Эйельсону.

Последний полет Эйельсона на шхуну был вторым по счету. Первый раз, когда стало известно о положении «Нанук», Эйельсон благополучно добрался до судна и доставил на Аляску меха и дочь своего хозяина Свенсона, отправившуюся' в свое время с «Нанук» на прогулку в океан.

Где же теперь Эйельсон и что с ним стало? На этот вопрос, хотя и очень призрачно, отвечает радиограмма, полученная в Москве от капитана, зимующего у мыса Северного парохода «Ставрополь», тов. Миловзорова. В ней говорится, что на побережье Чукотского полуострова чукчи видели самолет Эйельсона. Чукчи передают, что самолет пролетел над западным берегом Колючинской губы, в направлении мыса Северного. Далее Миловзоров сообщает, что чукчи другого района видели какой - то белый дым у гор близ моря. А русские охотники из района к западу от Ванкарема видели самолет, который, якобы, сделал два круга над их жилищем и улетел к морю. При чем как чукчи, так и русские видели самолет во время пурги.

Вот собственно те данные о состоянии Эйельсона, которыми мы располагаем. Известно только, что Эйельсон находится где - то возле мыса Северного, т. - е. около затертых льдами «Ставрополя» и шхуны «Нанук».

Эйельсон терпит подобную аварию в Арктике вторично. В 1927 г. во время полета над Северным океаном он из - за недостатка горючего сделал вынужденную посадку и сломал у самолета лыжи. Восемнадцать дней сидел Эйельсон во льдах, пока не был спасен летчиком той же компании - Кингом. Известно, что летчики прекрасно обмундированы, обеспечены на несколько недель продовольствием, имеют спальные мешки и походную плиту - примус. Таким образом, летчики, если они спустились благополучно, смогут долгое время продержаться в суровых условиях Арктики.

Советскую спасательную экспедицию, снаряженную правительственной арктической комиссией, возглавляет известный всему миру летчик В. Г. Чухновский. В состав экспедиции входят: аэронавигатор А. Д. Алексеев, пилот Г. А. Страубе, старший авиомеханик А. С. Шелагин и механик Квятковский. Все они - участники экспедиций по поискам дирижабля «Италия» в 1928 г.

Поиски американцев начнутся с появлением солнца на широте мыса Северного. Они пойдут с двух флангов. Экспедиция Чухновского полетит по маршруту Якутск - Жиганск - Булун - Казачья - Нижне - Колымск - Колючинская губа. Эта группа вылетит на розыски на мощном двухмоторном самолете. Со второго фланга искать американцев отправятся два самолета типа «Юнкер»«, оставленные ледоколом «Литке» и 1929 г. для оказания помощи «Ставрополю».

Поиски американцев связаны с чрезвычайными трудностями. Огромное расстояние в районе так наз. полюса холода, средне - январская температура в 40 градусов по Фарренгейту, трудность ориентировки в тундре и блеск льда на полярном солнце, - все это представляет огромные препятствия в поисках летчиков и их аэроплана, сделанного, кстати сказать, из блестящего металла.

Значительно осложняется также и обслуживание самолетов и моторов на земле. Ибо запуск моторов сжатым воздухом невозможен, приборы замерзают, а масло на морозе сгущается.

Насколько было возможно, самолеты к экспедиции подготовлены хорошо.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены