Я не случайно употребляю слово «штудировать». Студент должен именно штудировать. Это значит глубоко осмысливать, трансформировать факты и выводы в своем сознании и только после осмысливания записывать в рабочую тетрадь. Не переписывать из научной статьи или учебника, а записывать то, что у тебя уже отложилось в сознании. Чем больше ты будешь углубляться мысленно в предмет, который ты считаешь своим призванием, тем в большей мере он будет твоцм призванием.
И еще один совет. В любой специальности есть теоретическое штудирование и практическая работа, творчество. А по радиофизике практическая работа может быть особенно интересной! Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприемники и действующие модели, управляемые по радио, продолжай делать то, что делал в школе, но в более сложном виде. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству – в этом путь к воспитанию призвания. Не получилось первый раз – делай заново, не гнушайся самой простой, черновой работы. Тренируй, упражняй руку. Добивайся, чтобы рука твоя была важнейшим инструментом, орудием мастерства. Наукой доказано, что человеческая рука может находиться в тысяче миллиардов «рабочих положений», связанных с творческим трудом, и каждому из этих положений соответствует своя мысль. Вот в чем секрет красоты труда, творчества, подлинного призвания – в мастерстве руки. Если хочешь быть настоящим инженером – сделай свою руку творцом, поэтом.
Прошу тебя, посмотри, нет ли в книжных магазинах чего-нибудь нового по психологии труда, творчества. Если есть, купи и пришли.
Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец.
Добрый день, дорогой сын! Я очень рад, что ты в своем последнем письме споришь со мной. Хорошо, просто замечательно. По-видимому, проблема призвания – одна из самых волнующих проблем. Ты обвиняешь меня в переоценке роли воспитания и самовоспитания и в недооценке того, что дано человеку природой. Да, Бетховен уже в пятилетнем возрасте писал свои первые музыкальные произведения. Но это объясняется в первую очередь исключительно благоприятными условиями, в которых проходило детство Бетховена. Попади он в обстановку, где нет никаких музыкальных инструментов, где люди не знают, что такое мелодия, – никогда бы в нем не родился музыкант. Я уверен, что в тысячах людей пока еще зреют задатки, данные природой; тысячи людей могли бы стать выдающимися учеными, поэтами, композиторами, если бы их детство проходило в условиях, благоприятствующих рождению таланта. В том и заключается высокий гуманизм коммунистического идеала, что ни один задаток при коммунизме не останется неразвив-шимся, все задатки будут расцветать, развиваться в таланты. Именно коммунизм ставит своим идеалом то, чтобы каждый человек стал талантливым тру-жеником, талантливым творцом. Я знаю людей, ставших талантливыми тружениками как раз потому, что воспитание раскрыло в них живинку, заложенную природой. Коммунизм – изумительная гармония природного и общественного в человеке. Воспитание может быть разумным только тогда, когда оно основывается на задатках, данных природой. Я люблю свой педагогический труд как раз за то, что главное в нем – признание человека. Воспитывая, я прежде всего познаю человека, рассматриваю те многочисленные грани его души, в которых где-то таится то, что из человека выйдет, если к этим граням умело прикоснуться и отшлифовать их. Видение граней неисчерпаемой человеческой души – это и есть мастерство воспитания. Вот передо мной ребенок, которому с трудом дается математика, нелегко ему изучить и грамматику, нет у него ярко выраженного ни математического, ни художественного мышления. Но что же у него есть? Есть, как и у каждого человека, неисчерпаемая душа с той не замеченной, не увиденной мною гранью задатка, в которой таится его счастье, его будущее. Если воспитатель откроет и отшлифует эту грань, он может стать талантливым механизатором, талантливым хлеборобом, талантливым столяром. Я твердо верю: наступит время, когда не будет в нашем обществе ни одного бесталанного, недоучившегося, разочаровавшегося в жизни человека. В каждом будет открываться его светлая грань. Это пока еще мечта, но это будет, я твердо верю в могучую силу воспитания.
Я знаю людей, влюбленных в самый, казалось бы, простой, ничем не примечательный труд. Они стали в этом труде поэтами, художниками, достигли вершины творчества потому, что их жизнь озарена счастливой гармонией того, что дала природа, и того, что дало воспитание. Я лично знаком с выдающимся человеком нашей страны, дважды Героем Социалистического Труда Алексеем Улесовым – строителем, электросварщиком.
– Потянуло меня на стройку мальчишкой, – рассказывает он. – Хотелось стать слесарем. И все-таки не стало слесарное дело моим, кровным делом. Увидел, как варит товарищ огненной сваркой шов – и, как завороженный, ходил за ним следом: «Научи». Научился. Строил города на Севере и гидроэлектростанции. И понял, что стоит хоть раз в жизни ощутить счастье того, что ты творец на земле. Стоит разок увидеть, как вырастают и заселяются твои дома, как твоя электростанция, твой первый агрегат дадут ток. Для меня это – великое счастье жизни...
Вот тебе, сын, еще одно подтверждение того, что человек – творец своего призвания. Только через труд лежит путь к мудрости, творчеству, науке.
Утверждать в себе призвание – это значит что-то делать, что-то создавать, а не заучивать готовые истины, не копаться в своих чувствах, пытаясь найти ответ на вопрос: нравится ли мне эта работа или не нравится? Нравится человеку то, во что он вложил частицу своей души, – это самое главное. Еще раз советую тебе: никогда не пренебрегай самым простым, самым черным, грязным трудом – с него начинается творчество.
До свидания, дорогой сын. Желаю тебе доброго здоровья и бодрого духа. Твой отец.
Добрый день, дорогой сын!
Ты прав: пустота души начинается с того, что в годы ранней юности человек больше учит, заучивает, чем думает. «Бывает так, что некогда даже задуматься над сущностью научной истины, – пишешь ты, – надо учить, учить, учить...»
Да, это, к сожалению, так... Но почему ученик и студент не задумываются над сущностью идей уже в те мгновения, когда учитель излагает знания? Почему величие научных истин зачастую не доходит до человеческого сердца. Девушка ушла в монастырь – ее поступок кажется нам странным, удивительным. Но почему нас не удивляет, не тревожит то, что некоторые уходят от великой правды и красоты наших идей, от эстетических ценностей, от человеческой красоты в пивную, на сомнительные увеселительные вечера – почему?
Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами – это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном и в вузовском воспитании. Век математики, – слышишь на каждом шагу, – век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное.
Ты стремишься стать хорошим инженером – это очень важно. Но надо стремиться прежде всего стать человеком – это еще важнее. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека. Меня очень тревожит, что с окончанием средней школы для большинства студентов прекращается гуманитарное образование. Я имею в виду широкое гуманитарное воспитание молодежи – воспитание эмоционально-эстетическое, воспитание тонкости и красоты чувств, воспитание впечатлительной натуры, отзывчивого, тонкого сердца. Почему товарищи, с которыми ты живешь, так равнодушны друг к другу, почему им безразлично, что делает и что думает человек, живущий рядом с ними? Почему человек вообще не стал для каждого молодого человека важнейшим объектом познания, почему именно познание человека не стало для вас, мои юные друзья, самым интересным познанием? Все это кроется в примитивности эмоционально-эстетического воспитания.
Предотвращать пустоту души, убогость духовных интересов должен сам молодой человек, каждый из вас. Я уже писал тебе о том, что, слушая лектора, читая книгу или научный журнал, нужно осмысливать, вдумываться в идеи, нужно строить в своем сознании каркас знаний. Коммунистические идеи станут для тебя святыми при том условии, если, познавая мир, ты соотносишь научные истины с самим собой, со своей судьбой, со своей личностью. Вот по диалектическому материализму вы изучаете сейчас познаваемость мира. Казалось бы, это чисто теоретический вопрос, не очень близкий к практике. Но на самом деле это самая сущность нашего материального благополучия и полноты духовной жизни. Познание окружающего мира – во имя счастья человека. Слушая лекцию о познаваемости мира, думай о своей практической работе, о том, какой вклад своими знаниями, своим трудом ты внесешь в материальное и духовное богатство нашего народа. Думай и о том, какую радость принесет тебе проникновение в тайны природы, познание мира, объяснение непознанного. Намечай себе план самообразования на всю жизнь: ведь через 10 – 15 лет после окончания вуза добрую половину научных знаний будет составлять совершенно новое, то, что ты не изучал.
И гуманитарное образование – это тоже процесс самовоспитания. Воспитывай в себе Человека – вот что самое главное. Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь. Воспитывай в себе человеческую душу. Самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми. Об этом нам надо будет еще много, очень много говорить.
Я спешу сейчас – заканчиваю подготовку к печати рукописи о системе учебно-воспитательной работы в школе.
Обнимаю и целую тебя. Желаю крепкого здоровья и бодрого духа. Твой отец.
Продолжение следует.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Министр внутренних дел СССР, генерал армии Николай Анисимович Щелков отвечает на вопросы «Смены»