О меньшевистском владычестве вспоминают везде с презрением и враждой. Кровавый рыцарь - Валике Джугели, предавший «огню и мечу» горные ущелья, долго не будет забыт. Крестьяне с ужасом рассказывают о тех днях, когда вся страна бежала через хребет, на север, чтобы спастись от меньшевистских ужасов.
Из дома нас провожает вся семья. У крыльца дома толпа: комсомольцы и пионеры. На прощание фотографирую их. Все замерли, как изваяния. Многие никогда не видели фото - аппарата. В это село он никогда не попадал.
Прощаемся с комсомольцами. Смотрят на нас радостно и как будто грустно, очевидно, хотят, чтобы гости еще побыли. Сжимают крепко руки и приглашают нас заехать еще когда - нибудь. Мы уже вышли за село, а они все еще махали папахами. Майор крепко сжал руку и, внимательно посмотрев на меня, сказал:
- Учиться очень хочу. В прошлом году не удалось, не было командировки. В этом году готовлюсь, хочу поступить.
За селом оглядываюсь: в стороне лай собак и дымок приветливых домиков. Грузну по колени в снежной мякоти и вдыхаю чудеснейший воздух. Солнце от снега слепит глаза. Через ручьи, через потоки, через обвалы движемся вперед. Зелеными конусами машут сосны. Оранжевыми шапками кивают перелески.
По дороге в селение Сотикар мои спутники, опередившие меня, внезапно остановились. Подъезжаю к ним и замечаю на обочине дороги невысокую, лет восемнадцати девушку. Черные стриженые волосы, синяя блуза и шоколадного цвета пальто. Эта девушка и есть пред. пионер - бюро в районе. Она по-видимому очень устала. Туфли ее размякли в грязи. Она возвращалась из соседнего коллектива, где проводила беседу о посевной кампании.
Глядя на миниатюрную хрупкую внешность этой девушки, я понял, сколько романтики и героизма скрыто в наших буднях.
В районе всего 530 пионеров, организованных в 18 коллективах. Коллективы разбросаны от района за 25 - 30 километров. Пока обойдешь пешком - без ног останешься. Один работник. Получает она за свою работу 15 рублей в месяц. Говорит о себе и работе:
- Общественную работу я очень люблю. У нас много недостатков: пионеры ходят оборванные, неграмотные... Иногда родители не пускают детей в коллектив. Наши пионеры завидуют городским: у них есть клубы, одежда, барабаны, а у нас нет ничего.
Прощаемся, едем дальше. У развалин церкви ребята останавливают лошадей. Входим внутрь. Осматриваем алтарь: кругом валяются битые кресты, лики святых, согнутые паникадила. На полу следы яиц, здесь приносятся жертвы. Как - то с трудом веришь этому. На стене, очевидно попом, в алтаре написано: «1916 года 15 мая, продано на 40 руб. свечей и 7 рублей мяса». Написано по всем правилам: даже ять на своем месте.
Какое - то странное ощущение охватывает тебя. С одной стороны, новое, яркое, смелое, с другой стороны - родовой быт, языческие обряды, церковь.
Попов в церквах нет почти нигде: население справляет службы само, а потом едят баранов, пьют араку и веселятся. Этот обычай еще крепко сидит в сердцах у стариков. Но молодежь смеется, она не может с этим примириться.
Выходим из церкви. Потянуло морозцем. Впереди в селах мелькают огоньки, словно светляки в лесу.
В Джазе - одном из более или менее культурных районов Юго - Осетии - едва мы успели бросить поводья наших лошадей и войти в домик, комсомольская ячейка была уже в сборе. Бросилось в глаза то, что девушек вдвое больше, чем ребят.
В Джавской ячейке 28 человек, из них девушек 15.
Собрались в школе, с выбитыми окнами. Затопили печку, дым полез в глаза, а затем потянулся к окнам. Председательствует высокий «дядя» комсомолец - переросток, с бородкой и усами. Вопросов много: устройство маевки, проведение посевкампании, помощь вдовам и беднякам и др.
Первой в прениях выступила девушка. Удивительно бедовые, энергичные здесь комсомолки. Жестикулируют, размахивают и стучат руками. Обычно девчата (взять городские ячейки) молчат, слушают; если какая скажет одно слово в год, и то хорошо, а здесь - я был поражен, так много выступало девчат, и очень дельно выступали, а парни оставались в тени, говорили совсем мало.
В тот момент, когда происходили выборы чтецов для громкого чтения неграмотным, в окно важно влетает петух и кричит свое «ку - ка - ре - ку». В ответ раздается дружный хохот всей ячейки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Письмо из Киева
По страницам зарубежной комсомольской печати
Окончание