Ильич и борьба с дурманами

В Д Бонч-Бруевич| опубликовано в номере №113, ноябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Худший и опаснейший

БОРЬБА со всевозможными дурманами всегда находила во Владимире Ильиче самого яростного приверженца.

Действие религиозного дурмана Владимир Ильич считал худшим и опаснейшим. Опьянев, можно проспаться, - говорил он, - а религия запутывает, засасывает человека так глубоко и так всесторонне, что уйти, «проспаться» от этого психического дурмана бывает очень трудно. Религия цепко, как паук муху, держит в своих лапах каждого, кто только попал в паутину религиозной мысли; как опиум, она отравляет постепенно весь внутренний психический мир человека до тех пор, пока не завладеет им совершенно.

Ленин говорил, что с тем обманом, в который впутывают народные массы попы всех вер, надо бороться постоянно, упорно и настойчиво, бороться примером, «показом». Прекрасно сознавая, что корни всякого дурмана коренятся в самом строе общества, а не в культуре отдельного человека, Владимир Ильич всегда говорил, что не надо из - за этого складывать рук, но, наоборот, необходимо везде вести борьбу со всевозможными психическими и физиологическими дурманами самым тщательным и самым энергичным образом.

Лично он показывал пример изумительной выдержки и в этом отношении, как и во всем прочем.

Не отравляйте других

Все, что одуряло сознание, Ленин ненавидел всеми силами. Так он терпеть не мог табачного дыма. Где бы он ни был: у себя ли в кабинете, дома ли, на заседании или на собрании, - он всюду энергично протестовал против курильщиков, прося их не курить, вывешивая везде плакаты с надписями: «здесь воспрещается курить», «просят не курить» и т. п. Он всегда негодовал, когда курильщики не подчинялись этим взыванием, говоря им, что ежели они сами не могут отвыкнуть от этой пагубной и скверной привычки, то для чего же других они заставляют вдыхать этот отвратительный дурманящий сознание яд?

Человека за человеком

С религиозным дурманом Ленин наказывал воинствующему марксизму бороться везде и всюду. В своих речах он нередко упоминал об этом и поддерживал инициативу каждого, кто только брался за пропаганду против религиозных идей, за безбожие. В то же время Владимир Ильич требовал от всех весьма терпеливого и терпимого отношения к религиозным обрядам и обычаям, еще коренящимся в малокультурных частях населения. Прекрасно понимая, что эти предрассудки должны быть изживаемы долгими годами, что они будут отмирать и исчезать параллельно с постепенным переходом от мелкой, особенно поземельной, частной собственности к коллективному хозяйству, он предлагал «всерьез и надолго» терпеливо и настойчиво бороться с ними и антирелигиозной пропагандой и широким просвещением масс. Ленин предлагал вести это дело, не озлобляя, не фантазируя «верующих» преследованиями и административными воздействиями, но отрывая от всех этих церквей, сектантских общин, старообрядческих согласий и пр. подобных учреждений старого уклада жизни человека за человеком. Он ценил каждый случай, когда удавалось отвлекать кого бы то ни было от этого опаснейшего психического дурмана и радовался каждой новой организации атеистов - безбожников.

Алкоголь и контрреволюция

В борьбе с алкоголизмом, с этим третьим дурманным злом, физически уничтожающим людей, Владимир Ильич не уставал бороться делом, словом и примером.

Революция 1917 года застала старую Россию в таком положении, когда еще действовал закон царского правительства о полном запрещении продажи спиртных напитков. Водка почти исчезла из употребления, но особенно распространилось употребление политуры, эфира, одеколона, денатурированного спирта, самогона и других ядовитых веществ, которые нередко доводили людей до слепоты, отравления внутренних органов и преждевременной скоропостижной смерти.

В те минуты, когда воля масс была напряжена империалистической бойней, когда возбуждение поднялось до последней грани в дни Февральской революции, - народные массы начали еще более дурманить свое сознание, и пьянство стало усиливаться.

Когда, наконец, грянул Октябрь и действенные силы народа напряглись до высшего предела, а власть перешла в руки рабочих, то в скором времени советскому правительству стало известно, что в Петрограде контрреволюционеры стали подбивать массы на разгромы магазинов, в которых продавалось к тому времени разрешенное виноградное вино. И действительно огромные массы разложившихся тыловых войск, которых в Петрограде насчитывалось более чем 60.000 человек, всевозможное бродячее население огромного города стало скапливаться около трактиров и магазинов. Разбивались окна, двери, толпы вламывались в помещения и расхищали винные запасы. Какие - то неизвестные лица стали раздавать солдатам Преображенского и других полков бутылки с коньяком, приглашая двинуться к винным погребам Зимнего дворца. Там хранились сотни тысяч бутылок вина.

Владимиру Ильичу стало известно про эти опасные дела и тревожное настроение в Петро граде, и он потребовал от президиума Петроградского совета принятия самых энергичных и решительных мер, учитывая, что этот пьяный разгул даст контрреволюции все силы и все возможности для учинения дебошей, скандалов и погромов.

Военно-революционный комитет и президиум Петроградского совета предложили организовать особый комитет по борьбе с пьяными погромами, контрреволюцией и бандитизмом, а мне стать во главе его.

После первого доклада председателю Совета народных комиссаров и президиуму Петроградского совета я высказал определенное мнение, что борьба с пьяными погромами и разгулом должна вестись самым суровым и может быть даже жестоким образом, до применения оружия там, где потребуется.

В дальнейшем я несколько раз в день докладывал Владимиру Ильичу о ходе борьбы с пьяным угаром Петрограда.

По водосточным трубам

Помню, когда мне пришлось сказать Ленину, что придется перебить сотни тысяч бутылок с вином, так как не было возможности охранять склады, малочисленной вооруженной силой, - Владимир Ильич тотчас же одобрил эту меру и просил приступить к ее осуществлению немедленно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На мушку

Лицо классового врага. Записки Иваника

Игра в любовь

Окончание