БЫЛО детство кинематографии. И были Ханжонков и Ермольев - фабриканты - купцы, рожавшие русскую кинематографию...
Жена Ханжонкова устраивала в актрисы знакомых дам. Изредка шли актеры из театра. Те и другие понимали в кинематографии столько, сколько мамонт в машиностроении.
Школы и теории кинематографии тоже не было. Работали по стародавнему принципу: «авось».
Потому, когда советскому зрителю показывают трагедию «Молчи, грусть, молчи», он захлебывающе хохочет, принимает ее за веселую пародию.
В семнадцатом задули новые ветры.
Вместе со всей рухлядью старого искусства опрокинулась ханжонко - ермольевская кинематография.
Новые люди стали создавать новое кино. Отсюда начинается история советской кинематографии и ее школы.
Талантливый Кулешов и его соратники впервые заговорили о точной науке для кинематографии. Кулешов утверждал, что кинематография нуждается, как и техника, в точно обоснованной, научной теории, а актер - в техническо-производственной подготовке.
Новые картины подтверждали кулешовскую теорию. Вокруг него собрались наиболее известные ныне мастера: химик Пудовкин, спортсмен Фогель, инструктор Всевобуча Оболенский и др. Под руководством Кулешова они тренировались и учились.
Так создавалась школа.
Через пару лет эта школа превратилась в кино - техникум.
Первые наборы дали сотни жаждущих.
Среди них многие желали выучиться на Веру Холодную.
Было и холодно и голодно. Отсутствие хлеба почти не удивляло. Беспокоило и смущало абсолютное отсутствие какой бы то ни было системы: преподаватели и системы менялись неизменно и регулярно, как ход минутной стрелки.
После занятий студенты лежали на спинах в подвале общежития. Наиболее слабые (девушки) плакали от голода.
Мерзавцы в шелковых носках быстро пронюхали положение техникума.
В общежитие стали приезжать изящные дэнди с Кузнецкого. Они привозили коньяк «три звездочки», контрабандные ликеры и увозили голодных девушек в прокатных машинах.
Многие из тех, кто мечтали выучиться на Веру Холодную, быстро нашли покровителей и успокоились.
О техникуме заговорили. Говорили так, что студенты, приходя в учреждение, снимали с лацканов пиджака гетековские значки.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.