Детище нашей бедности

В Король| опубликовано в номере №137, ноябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

В СТРОЙНЫЙ ряд, как солдаты перед строгим командиром, выстроились деревянные чурбаны.

Сзади их люди в серых спецхалатах с молотками в руках. А впереди «командир», именуемый здесь инструктором. Узкое полуподвальное помещение наполняется ритмичным стуком, от которого режет в ушах.

- Раз, два! Раз, два! - командует инструктор, и молотки враз ударяют по деревянным чурбанам.

Это один из многочисленных филиалов ЦИТ'а, готовящий слесарей.

Наука шагает вперед семимильными шагами. То, что ранее казалось фантастической сказкой, теперь - обыденное явление. Все мы помним необычайные рассказы Жюль - Верна с его воздушными кораблями, капитанами Немо, изобретателями подводных лодок. Прошло меньше полустолетия, и о воздушном корабле мы говорим, как об обычной вещи, не удивляемся подводным лодкам. Жизнь создала живых капитанов Немо...

Всего только пятнадцать лет тому назад разве можно было говорить о подготовке квалифицированного слесаря в 2 - 3 месяца?!

Нет. Тогда мальчишка проходил «слесарную науку» годами, ценою выдранных прядей волос, жестоко побитого загривка, систематических недоедание.

И вот теперь, без колотушки, без «загривка» юноша, а - то и взрослый бородач, в 2 - 3 месяца проходит эту «науку». Поступив сюда без малейшего понятия о напильниках и сверле, он выходит квалифицированным слесарем.

Каждая работа состоит из ряда операций, операция - из ряда движений. Расчленить работу на операции, операции на движения, выбросив отсюда все ненужное и лишнее, приучив человека правильно делать необходимые движения, «установить» его - вот какую задачу поставил перед собой ЦИТ - детище Октября.

И нужно отдать справедливость, ЦИТ с этой задачей блестяще справился.

Начав с малого - с подготовки профессий, работа которых наиболее легко поддается расчленению, ЦИТ постепенно переходил к все более и более сложным, и вот сейчас нет уже, кажется, ни одной профессии, изучить которую нельзя было бы по методу ЦИТ 'а.

ЦИТ готовит слесарей, столяров, токарей, фрезеровщиков, автогенщиков и... даже шоферов. Впрочем, шоферы - последнее достижение ЦИТ'а.

Десятки баз ЦИТ'а разбросаны по селам, весям и городам Советского Союза. Десятки - тысяч квалифицированных строителей социализма дали стране эти базы. На подготовке их сэкономлены миллионы рублей. Перед нами сухие таблицы и на них за цифрами тянутся бесконечные вереницы нолей, это итоговые сводки работы ЦИТ 'а.

Но и это еще не все. Ведь, до сих пор мы готовили кадры «вслепую». Тратили деньги на обучение слесаря, а слесарь получался «никудышный».

Почему?

Да потому, что психически человек не подходил к данной работе.

Это и толкнуло ЦИТ на новый метод отбора кадров - психотехнические испытания.

Большая специальная лаборатория. Вот полная копия будки паровозного машиниста. Котел, манометры, рычаги. А впереди экран с развертывающейся в живом беге полосой рельс. Полная иллюзия того, что вы находитесь в будке мчащегося паровоза. Но вот вдали мелькает красный огонек закрытого семафора. Машинист нажимает рычаги...

А сбоку, в особом помещении, специальные приборы беспристрастно отмечают, сколько долей секунды прошло между появлением сигнала и рефлексом в сознании машиниста.

Люди отсюда выходят красные, обливаясь потом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены