Два часа дня. В эти часы сутолока городской жизни достигнет того высшего предела, когда грохот и шум бурлящей толпы носится по всей улице.
Солнечный день особенно радостно подчеркивает эту динамику большого города, расцвечивая стекла витрин радужным отражением.
И вдруг, посреди дня... ночь.
Да, представьте себе, самая настоящая ночь.
Та темно-синяя, доходящая до черноты ночь, которая ежевечерне тушит дневной свет, зажигая электрические кольца городских огней. Ночь с мириадой созвездий, с множеством планет, со сверкающей лупой.
Ночь тихая... тихая... Та, которая своим синим полуглобусом покрывает украинские степи и убаюкивает мир на сон.
ВЫ в доме, где демонстрируется новое научное достижение в области астрономии - аппарат планетарий, изобретенный в 1924 г. немецким профессором Бауэрифельдом...
«Машина времени», как называет лектор, действительно необычайна. Она полтора часа разворачивает перед вами мир звезд и планет. Два шара, усеянных объективами, соединены между собой сетчатым наклонным: цилиндром. Находясь в самой середине зала, машина приводится в движение из специальной кафедры, где находится лектор и механик у распределительной доски.
Итак, в зале потушен свет. Глаз привык ко тьме, лектор начинает сеанс.
Моментально механик поворачивает выключатель, и вот небо... самое настоящее многозвездное небо. Перед вами пять тысяч звезд, среди них крупным жемчугом выделяются планеты. Всего в аппарате их десять тысяч. В случае надобности, когда широты, меридианы и полюс играют роль в определении местонахождения светил, на все небо накидывается световая, сетка. И вот звезды, планеты, солнце, луна, заключенные в квадраты и полосы, начинают двигаться.
Вот Млечный путь. Юпитер. Сатурн.
- Здесь Медведица, - объясняет лектор, водя по небу световой стрелкой.
Аппарат настолько совершенен, что он свободно демонстрирует положение любой планеты на 26 тысяч лет вперед.
- Мы на экваторе в конце 1939 г., - звучит голос лектора. Картина, которую можно было бы видеть только через 10 лет.
Лектор произносит:
- Солнце!
Механик - маг поворачивает выключатель, над которым написано «Солнце».
Полтора часа прошло. Начинается восход солнца. На сиреневом рассвете вырисовываются силуэты Москвы. Сеанс окошки. Конец путешествия по небесам. Снова брызжущая и грохочущая улица возвращает вас к действительности.
Аппарат стоит 75 тысяч долларов. Сделан в Германии на заводах Карла Пейса в городе Иене. В Москву привезен частями, которые и были на месте собраны немецким инженером и русским механиком Лебедевым. Луна, звезды, солнце, небо такие привезены... из Гамбурга.
С внешней стороны планетарий оригинален, американского стиля - бетонно-стеклянная опрокинутая получаша. Внутри, как в карусели, расходятся бетонные колонны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.