Среди взрослого населения Советского Союза имеется известная социальная прослойка (кулак, нэпман, обыватель), не принимающая советскую власть и настроенная к ней враждебно. Подобные настроения проникают иногда и в среду молодежи учащейся и даже трудящейся.
Посмотрим, какие формы принимают эти враждебные настроения в различных социальных группах молодежи.
Среди рабочей молодежи эти настроения встречаются в единичных случаях и объясняются, главным образом, недостаточной политической грамотностью и некультурностью молодых рабочих - выходцев из деревни, еще не освободившихся от влияния мелкособственнической идеологии. Здесь эти настроения выражаются чаще всего в антисемитских выходках и в выкрикивании погромных лозунгов в пьяном виде. Прямой же антисоветской пропаганды или вредительских поступков здесь не встретишь.
Иные, более активные и опасные формы принимают эти антисоветские настроения среди известной части учащихся, - главным образом, средних школ. От этой части учащихся уже не услышишь погромных лозунгов и сказанного во всеуслышание слова «жид». Действует она гораздо более тонко и ядовито. Ее легко можно узнать по разговорам, в которых немалое место занимают экономические и политические темы. Если в их лапы попадется парень мало развитой и почти не читающий газет, то он «узнает», что Волховстрой отдается на слом, ввиду его дефицитности, что Днепрострой строят американцы, а не мы, а строители Семиреченской дороги проворовались и разбежались кто - куда. С явной симпатией расскажут они ему - неразвитому пареньку - и о шахтинском деле, и политические события объяснят, извращая и подтасовывая факты, стараясь очернить действия советского правительства и советской дипломатии. Можно ручаться, что парень уйдет от них с чувством неверия в дело социализма.
Если они увидят на улице колонну красноармейцев, то сейчас же посыплются циничные шутки по адресу Красной армии. Со смехом противопоставят эти учащиеся Красную армию английской военной технике, припомнят и танк «Феликс Дзержинский», который, по их мнению, является перекрашенным старьем, и многое другое.
В школе они держатся свободно, зная, что состав товарищей - в большинстве выходцы из семей служащих, кустарей, интеллигенции, а частью и из нетрудового элемента - обеспечивает известную поддержку их взглядам. Характернейшей их чертой является пренебрежение к общественным наукам и к общественной работе.
Хуже всего то, что они имеют известное влияние на своих менее развитых товарищей, и при длительном соприкосновении это влияние может стать губительным. Если порасспросить такого «типа» о его планах на будущее, то узнаешь, что после окончания школы он хочет поступить в вуз (непременно в вуз), хотя бы для этого пришлось работать или пролезать в комсомол. Вообще, за его цинизмом и пренебрежительными фразами можно заметить полное отсутствие всяких принципов и идеалов. Вернее, есть и то и другое: его принцип - беспринципность, а идеал - индивидуальное благополучие. Иногда он даже пытается обосновать свои взгляды теоретически, приводя доводы индивидуалистической философии...
Откуда же появились среди части нашей молодежи такие взгляды, совершенно чуждые нашей пролетарской идеологии? Для одних основную роль в создании таких взглядов играет влияние семьи (кулацкой, нэпманской, обывательской), религиозно настроенной и враждебной к советской власти, для других же - длительное соприкосновение в школьной обстановке с чуждым элементом, который до сих пор имеется в избытке во многих наших школах. Кроме этих основных влияний, немалую роль играет влияние переводной литературы и импортных кино - лент, поглощаемых в несметном количестве.
Как пример вредных иностранных авторов, можно привести Клод Фаррера - писателя совершенно чуждого нам, являющегося прямым ядом, тем не менее издаваемого в огромных тиражах, -
Оливию Уэдсли, Марана и многих других, в том числе и Джека Лондона, который в некоторых своих произведениях (как «Маленькая хозяйка большого дома» и др.) является проповедником чистейшего индивидуализма.
Что же касается кинематографа, то теперь его вредному влиянию положен предел сокращением ввоза иностранных картин. Но в то время, когда наши экраны были наводнены пошлейшими американскими фильмами, проповедующими индивидуализм и зачастую хулиганство, кино оказывало известное отрицательное влияние на складывающуюся идеологию молодежи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.