Поэты и песня

Вл Пяст| опубликовано в номере №127, июнь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Есть сейчас поэты (назовем Ив. Рукавишникова), культивирующие названный ими «напевным» стих. С их стороны глубокое заблуждение, добросовестный самообман думать, что они одиноки и исключительны в своем творчестве. «Напевность» внутренним образом впаяна чуть ли не в каждое лирическое, патетическое, а тем более эпическое, былинного склада, произведение. И если есть поэты, строящие свои стихи на ораторском, говорком тоне (Маяковский, например), то огромное большинство стихов именно само по себе поется. Композитору остается только выявить певческие «элементы» из него, - изложить его мелодию нашим «темперированным» строем музыкального лада.

В наши дни искусство композитора и поэта, за редкими исключениями (Кузьмин!), в одном лице совместиться не может, за крайним усложнением техники того и другого искусства, за огромностью выучки, которую необходимо пройти для того, чтобы быть грамотным артистом и творцом в той и другой сфере. ЧТО касается не только «романса», но и простой «песни». Мелодия, на которую «поет» свои стихи поэт (исполняя их, или даже уже только написав их), всегда либо слишком бедна, либо заимствована; не непременно из какого - либо произведения, - но иногда просто, так сказать, из «воздуха», в котором носится.

Например, десяток - другой (и... обчелся!) частушечных мотивов. Бедность частушечных мотивов - явление, с музыкальной точки зрения, вполне законное и не к обогащению их числа призываю я композиторов, равно и поэтов - не к обогащению их запаса с точки зрения «текстологической».

Те и другие пусть ищут применения своим творческим силам в другой, более широкой области - в области песни - лирической, драматической, героической.

Неизвестно, какой дурной шутник сочинил в свое время слова этой нелепой, но популярной песенки:

Сирень цветет,

Не плачь - придет...

Ах, Коля!

В груди больно!

Но не забыты имена славных поэтов Пушкинской эпохи, Языкова и Дельвига, хотя и редко кто подозревает, что они авторы популярнейших наших песен, до сих пор ежедневно поющихся на всем необъятном просторе Советского Союза:

Из страны, страны далекой,

С Волги - матушки широкой...

(ЯЗЫКОВ.)

Не осенний мелкий дождичек...

(ДЕЛЬВИГ.)

Здесь в этих песнях, замечательно сочетание слов с благодарною музыкой. Это - не «камерные» романсы, требующие аккомпанемента рояля, салонного ассортимента и кривлянья перед их исполнением. Эти песни сами рвутся из горла при соответственной обстановке, хотя вторая из них предназначена скорее для закрытого помещения.

В заключение, нам хочется привести два - три стихотворения наших современных поэтов, так и задуманных как «песни» - но не знаем, положенных ли на музыку какими композиторами, поющихся ли где, - или до сих пор нет.

1. ДРОВОСЕКИ

Звонко пели, напевали топоры,

Не молчали, отвечали комары.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены