В этом году москвичи с особенным нетерпением ожидали приезда Ленинградского ТРАМ'а. Этому способствовал успех прошлогодних гастролей, а также слухи о значительных достижениях, приобретенных ТРАМ 'ом за истекший зимний сезон.
За первые две недели гастролей лениградцы показали последние свои постановки: «Дружную горку» и «Клеш задумчивый», окончательно завоевав московскую рабочую молодежь. Целевые спектакли, закупленные для коллективного просмотра, в большинстве своем комсомольскими и рабочими организациями, сделали почти невозможным попасть в театр «одиночке». Слухи об успехе театра разнеслись за пределы Москвы, и сюда потянулись уезды. В ТРАМ'е побывали «организованные экскурсии» богородцев, павлово - посадцев, коломенцев и других уездов. Песенку «Отчего, почему, почемуточки» из «Дружной горки» можно услышать в трамвае, дачном поезде, на улице, в фойе кино - театра.
Что же представляют из себя постановки ТРАМ'а и в чем секрет их успеха?
«Дружная горка» является первым опытом создания комсомольской оперетты, легкого, развлекательного спектакля.
Действие ее происходит на коллективной комсомольской даче. Ребята весело проводят последние дни летнего отдыха. Отсекр коллектива Марк любит комсомолку Зину. Во время лирического объяснения на мостике Зина, не желая сознаться, что собрала букет полевых цветов для Марка, бросает его в реку. С этого все и начинается. Редактор стенгазеты Воробушкин, страстный рыболов, закинув удочку, случайно выуживает букет. Ошеломленному Воробушкину мерещится пагубная любовная зараза, охватившая членов коммуны. Воробушкин принципиально против любви и поэтому считает долгом сообщить о своем открытии такой же противнице любви - агитпропу Люсе Цветковой. Люся и Воробушкин объединяются для совместной ликвидации любовной заразы, выслеживая ее виновников. Происходит ряд забавных приключений и трюков, в результате которых оказывается, что и самим Люсе и Воробушкину не чужды чувства любви. Все недоразумения выясняются, и дачная история кончается комсомольской свадьбой влюбленных.
В «Дружной горке» ТРАМ взял за основу старые традиционные формы оперетты, использовав их впервые на комсомольской теме и типаже, а музыкальную канву насытив комсомольскими песнями и мотивами. Эта смелая попытка ТРАМ'а увенчалась полным успехом. Спектакль получился исключительно веселый и жизнерадостный, обильный танцами, акробатикой и физкультурой. Постановщик «Дружной горки» М. Соколовский знает секрет завладения зрителем. Этого он достигает введением в спектакль всех элементов театральной выразительности, монтажом света, музыки, танца, игры со всеми. Радио, введенное в «Дружную горку», служит не только для усиления голосов исполнителей. Оно переключает действие в разные планы, подчеркивает отдельные моменты действия.
«Дружная горка» агитирует за целомудренность любви, здоровый отдых, высмеивая сухих «теоретиков» - противников любви и естественной молодости молодежи.
Недостатком «Дружной горки» является нарочитое коверканье куплетов песен и вульгаризация ряда выражений.
Актерский коллектив ТРАМ'а отличается исключительной сработанностью и физической тренированностью. За истекший год он сильно вырос культурно и технически, продолжая настойчиво работать над своим совершенствованием. Поэтому вполне простительны еще не вполне ликвидированные трамовцами недостаточная сценическая опытность и минусы в постановке голоса и дикции.
Другое дело - «Клеш задумчивый». Это серьезный спектакль, обнажающий перед зрителем диалектику противоречий между производственной революционной линией и потребительским отношением к жизни и производству.
«Клеш задумчивый» опрокидывает обычные каноны драматического представления. Как в самой пьесе (Н. Львова) дана только наметка для диалектического развертывания и показа театром ряда спорных положений и тем, так и происходящие на сцене явления преподносятся театром и драматургом во всей их противоречивости, нарочито не «разжеванные», без выявления сочувствия театра и автора к тем или иным персонажам представления. Здесь зритель сам должен перевари в своем сознании материал спектакля, и делать свои выводы из двойственности сюжета.
Напряженность, с которой смотрится «Клеш задумчивый», делает спектакль не сразу доходящим до рядового зрителя.
Разве, в самом деле, не странной покажется история о том, как металлисты, хорошие смелые ребята, вступив в социалистическое соревнование с текстильщиками, чуть было не «прохлопали» его из - за рваческих наклонностей некоторых из членов бригады? Или разрыв молодой пары - металлиста изобретателя Петьки и его жены - вузовки Нюрки, по существу хороших ребят и комсомольцев, сползающих в болото мещанства, увлечения материальными благами, и, наконец, уход Нюрки к сектантам?
Все эти противоречия, нарастающие от сцены к сцене в спектакле, мучительно заставляют зрителя искать их правильного разрешения. И когда кажется, что все зашли в ту - пик и что нет выхода, зрителю становится ясно, что в этой цепи противоречий - большая встряска, полученная коллективом, прежде чем он выработал правильное отношение к участию в социалистическом строительстве.
«Клеш задумчивый» - представление большой глубины, новизны, оригинальности.
В этом представлении, помимо использования прежних приемов светового, музыкального и радио - монтажа ленинградским ТРАМ'ом, удачно введено огромное зеркало, как бы раздвигающее рамки сцены, вводящее вторые планы представления. Декоративное оформление сценической площадки, состоящее из больших полукруглых цилиндров, вращающихся по кругу, служит как бы для разделениях на эпизоды различных моментов действия.
Несмотря на оригинальность и необычность драматургического построения «Клеша задумчивого» именно в этой его части есть некоторые моменты, которые при любой активнейшей их обработке и проработке их театром и зрителем все же кажутся неоправданными. Это - 1) внепародийный показ сектантов и тем самым отсутствие разоблачения их классового лица и 2) рваческое отношение Петьки - хорошего, честного парня, в самый ответственный и рискованный момент отказывающегося спасать баллоны с кислородом, - излишне сгущено и не оправдано.
В общем же последними своими работами: «Дружной горкой», и «Клешем задумчивым» - Ленинградский ТРАМ - показал, насколько он вырос и что его работы, посвященные целиком диалектическому показу материала быта и жизни молодежи, укрепляют его положение как комсомольского театрального агитпропа, утверждающего начало новой театральной системы.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.