Но не деньги остановили участников эксперимента...
Спустя некоторое время нам об этом рассказывали те же серьезные люди, несколько поостывшие от минутного азарта. И шутливое название операции – «Рояль в воздухе» звучало в их же устах как интерпретация известной пословицы о журавле в небе.
Выступление певицы на трассе прошло с большим успехом и в сопровождении баяниста. Не знаем, возможно, под привычные звуки фортепьяно она пела бы и еще лучше. Но не стал ли бы для слушателей заключительный аккорд такого концерта – гул вертолета, уносящего рояль обратно на «большую» землю.
А оставить инструмент в поселке было нельзя хотя бы по той причине, что в то время его там было просто негде сохранить. То, что называлось в поселке клубом, было на скорую руку сколоченным деревянным сооружением, способным разве что спрятать своих посетителей от дождя. И то не от сильного.
Но эта история не только о клубной крыше над головой. Она еще и о культурном шефстве над строителями БАМа. Очевидно, что забота о бамовцах не должна сводиться к «подкидыванию» им проблем переброски рояля по воздуху. Пора уже всерьез подумать и о том, как помочь культработникам стройки, которые зачастую заполняют «паузы» между концертами столичных знаменитостей весьма устаревшими «затейническимй» способами. Творческие, длительные (на два-три месяца) командировки лучших культработников страны в клубные учреждения стройки для оказания всесторонней помощи своим коллегам, для обмена опытом работы – все это должно войти в планы работы ведущих дворцов и домов культуры страны, и прежде всего городов Сибири и Дальнего Востока, к городской черте которых сегодня чуть ли не буквально подошла крупнейшая стройка века.
У палатки выложены из разноцветных камней три буквы – ДГТ.
– Расшифровываются они двояко, – улыбается начальник партии Анатолий Савченко. – И как название нашего института – «Дальгипротранс» и как: «Догадайся, где трасса?»
В общем, правильно расшифровываются эти буквы, только намечают трассу изыскатели не с помощью догадок, а опираются на современные знания, на трезвый расчет.
Вечером на перевале Дуссе-Алинь у большого костра сошлись инженеры, техники, рабочие. Первое комсомольское собрание поручили открыть самому «старому» – Толя Савченко только что вышел из комсомольского возраста. Темновато писать. «Подбросьте хворосту», – просит повар Татьяна Синюк, она ведет протокол собрания.
— Кого же изберем комсоргом?
— Юру Кузнецова. Парень он хороший.
— Хороший парень – это еще не профессия, – подает кто-то реплику из темноты.
— Предлагаю Нину Зудину.
— А у нее какие заслуги?
— Как у всех пока – никаких. А человек она серьезный, внимательный.
...Летят искры, ярко горит костер. Давно закончилось собрание, уже далеко за полночь, но молодые изыскатели не расходятся, спорят о жизни, о работе и о любви. А рано утром снова выходят на трассу. А она у хребтов Дуссе-Алиня очень сложная, изыскателям пришлось немало помучиться над проблемой устойчивости полотна. На здешних косогорах – вечная мерзлота. Оттает она – и пойдут по трассе оползни. А оползень – это катастрофа. Вот и ищут изыскатели вариант трассы, где риск был бы не только минимальным, но и вообще был исключен. Они часто рискуют сами, чтобы будущие пассажиры мчались по новой магистрали без риска.
...Мы листаем блокноты, которые привезли с БАМа... Усть-Кут и Магистральный, Улькан и Тында... Снова встают перед тазами люди, с которыми довелось встретиться в пути, снова слышим их голоса. Какие они разные, эти первопроходцы! Задумчивые и насмешливые, сосредоточенные и озорные, рассудительные и взволнованные, терпеливые и неуступчивые. Разные характеры, внешности, манеры. Но в чем-то очень важном похожие. Как определить это «что-то»?
Антуану де Сент-Экзюпери, летчику, писателю, мечтателю, аристократу по рождению и труженику по всему своему естеству, одному из самых ярких умов и самых благородных сердец XX столетия, принадлежат такие строки: «Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». Ради чего стоит жить... Было бы крайностью утверждать, что молодой человек нашего времени непременно должен пройти школу Всесоюзной стройки – дел, как известно, хватает всюду, и хороших учителей можно найти рядом. Но все же особая воспитательная роль «микроклимата» ударной комсомольской, да еще такой, как БАМ, отнюдь не изобретение досужих социологов. Это очевидная реальность, оказывающая самое позитивное воздействие на все сферы нашей жизни, идет ли речь об экономике, политике, нравственных ценностях.
Путевка на БАМ – мандат отличия и доверия – вручается далеко не каждому: великой стройке требуются стойкие, упорные, надежные люди, на которых можно положиться в любой ситуации.
Штурмуют райкомы комсомола новые и новые тысячи добровольцев. Лучших из них ждет дорога. Туда, на трудные километры магистрали, где по-особому отчетливо ощущаешь ритм Века, дыхание Эпохи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседуют Виктор Воронов, секретарь Иркутского обкома комсомола, делегат XVIII съезда ВЛКСМ и Александр Ярослав, токарь Иркутского завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева, делегат XVIII съезда ВЛКСМ