Эмблема Олимпиады-80 – звезда, стремительным движением линий возносящаяся ввысь, стала новой приметой жизни нашей столицы. Ее можно встретить всюду: на улицах, в витринах магазинов, учреждениях и парках. И вот эта эмблема – на афише художественной выставки. «Художники Москвы – Спартакиаде народов ССР» – так называлась экспозиция, бывшая в Доме Советской Армии, что на площади Коммуны. Она проходила под девизом: «Навстречу Олимпиаде-80».
Холст и масло, бумага и карандаш, гипс, бронза, фаянс, латунь, янтарь – вот тот многообразный материал, который мастера стремились подчинить своей творческой воле. Честное соперничество и справедливая борьба, гармоничное единство духа и тела – вот идеи, что вдохновляли на создание произведений, представленных на выставке.
Среди живописных полотен целый ряд портретов выдающихся спортсменов. Личность человека, сумевшего победить в тяжкой борьбе, а завтра, может быть, с достоинством переносящего поражение, всегда привлекала художников еще с античных времен.
На картине молодой московской художницы Татьяны Марченко – олимпийская чемпионка по стрельбе из лука Э. Гапченко. Спортсменка стоит, опустив лук. Еще дрожащая тетива едва заметной линией пересекает ее тонкую, сильную фигуру. Картина выполнена в приглушенных тонах, и только яркие голубые глаза спортсменки как бы подчеркивают особую силу и напряженность момента борьбы.
Точной передачей стремительной динамики игры, неожиданностью и
остротой возникающих на поле ситуаций запоминается серия цветных ли тогравюр «Хоккей» Адольфа Демко.
Разноликая, многонациональная группа спортсменов, собравшихся у стартовой линии, изображена на картине Дожефа Минского «Большой старт». Эти люди объединены любовью к стремительному движению, к состязаниям в силе и ловкости, и это единство удалось передать автору картины.
...Но вот наступил конец спортивной борьбы. И приз – символ победы – вручается сильнейшему. Спортивный приз, чтобы быть достойным выразителем победы, должен отвечать высоким эстетическим требованиям. Такими качествами, вероятно, в наибольшей степени обладают среди экспонатов выставки призы, изготовленные Александром Шабановым и Анной Ярошенко, выполненные из латуни и бронзы. Венчает их пламенеющий кусок янтаря.
Интересна композиция Валерия Ма-лолеткова «Огонь Олимпа». Греческие амфоры составляют ее основу. Глубокий, яркий цвет оживляет своим теплом древнюю античную форму сосудов. На вершинах двух из них – коленопреклоненные фигуры мужчин и женщин. Из третьей амфоры вырываются всполохи олимпийского огня.
Искусство и спорт... Это – стремление к красоте, к справедливости и честности борьбы, к выявлению огромных возможностей человеческого тела и духа. Вот почему обращение живописцев и скульпторов, прикладников и графиков к спортивной теме естественно. На этом пути их ждут удачи, значительные открытия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.