К такому примечательному человеку тянутся молодые. Добрый пример всегда нужен: идти вперед легче.
На его реплику никто не отозвался. Только Иван Шуркин сказал:
– Слово и переставить можно. Пусть сочиняет. А вот фундамент испортишь, ничем не заменишь. В оба глядеть надо.
В Амурск приезжал летчик-космонавт Волынов. Видел его издали. Фотографировать было трудно. Такая толпа народу, просто диву даешься, сколько нас стало в Амурске. И все-таки некоторые кадры удались. Во-первых, для музея они нужны. А во-вторых, для личной коллекции об известных и заслуженных людях страны, посетивших наш молодой город.
Разговаривал с Денисом Лопатиным. Человек в высшей степени рассудительный. Он отец одиннадцати детей. Зная толк в столярном и плотницком деле, сумел воспитать в них трудолюбие, пробудить интерес к Амурску. Одни уже работают здесь, другие пока учатся... И это хорошо. Новый город будет крепок корнями рабочих династий.
Такие люди оставляют глубокий след на земле. Не то что Николай Плахов из Бердичева: сверкнул глазами, позубоскалил и скрылся в глубокой дымке. Расставались без сожаления. Кому нужны руки, не требующие работы, и голова без мысли.
В газетах пишут про американскую коммунистку Анджелу Дэвис. Ее судьба заставляет размышлять о положении людей прогрессивных взглядов в странах капитала. Многие из них несправедливо заточены в тюрьмы, лишены крова на родной земле, а то и зверски убиты наемниками реакции. Боль чувствительна и нам, советским рабочим, в каком бы уголке земли о ней ни говорили.
Судьба Анджелы Дэвис волнует до глубины души. Но я не хочу только рассуждать, хочу быть причастным к кипению борьбы. Я должен и буду стоять на этом. И первый взнос души и сердца – крупная композиция о Дэвис. Она сделана в виде фрески на стене монтажного управления. Площадь – сорок восемь квадратных метров.
Задумываюсь о творчестве А. Твардовского. Считаю, что это четвертый поэт нашего века. Маяковский, Есенин, Блок, Твардовский. Последний велик своей народностью, масштабностью поэтических полотен, героикой стиха.
Бригада переходит в новый котлован дрожжевого завода. Для нас, пожалуй, это очень большой день. Монтажники начинают ставить главный корпус завода. Теперь они проверяют качество нашей работы. Уверены: отлитые нашей бригадой фундаменты выдержат все, что на них поставят.
Приступили к оформлению музея. Для начала сделали уборку помещения, переложили экспонаты. Я вымыл пол, стер пыль с предметов. Установили стену избы, привезенную зимой из Орловки, сверлильный станок, подаренный парнями из Вознесеновки.
Прочитал статью о блоке. Александр Блок тянет к себе чистотой. Его поэзия, как большая звезда, горит, освещая сердца тем, что он в свое время увидел в могучей России.
Прочитал статью критика В. Г. Я с ним переписываюсь. Интересны его суждения о прозе лирической и эпической. Но в них нет основательного анализа. Не доказывает, а только походя говорит, что у лирической прозы наступила пора спада, а у эпической, напротив, настала пора подъема. Мне кажется, эти колебания закономерны, они вызывали и будут вызывать определенные переливы в литературе. За отображение современности, что характерно, как правило, для лирической прозы, берутся более сильные таланты. Их много. Но немало и тех, кому проще и легче дается изображение вчерашнего дня – далекого прошлого. Эти факторы в равновесие привести очень трудно.
Прочитал А. П. Чехова «Остров Сахалин». Это великая книга, исполненная чувства острой правды и высокой совести. Такую книгу мог написать только Чехов.
Погода стояла чудесная. Солнце щедро на свет и тепло. Лишь изредка набегал ветер, но прохлады не приносил. Безбрежные ясные дали, спокоен Амур. Всюду – литая зелень. Но как бы ни пылало лето, близость осени ощущается. Звенит воздух, горят цветы. Бери краски и пиши, наслаждайся радостью жизни, работай – гори с цветами вместе.
На монтаже оборудования лесопильно-деревоорабатывающего комбината работают инженеры из Польской Народной Республики. Познакомился, пригласил в мастерскую. Приходили. Один из них пришел с женой. Люди интересные, об искусстве судят верно. Поговорили и о делах, нашем растущем городе, который им очень нравится. Теперь я знаю, что означают интернациональные связи рабочих социалистических стран: быть вместе, помогать и понимать друг друга.
Состоялась профсоюзная конференция. Смотался в редколлегию стенной газеты – предстоит оформлять ее фотографиями. Это не единственная нагрузка. В составе группы народного контроля управления участвую в рейдах. Во время последнего похода на бесхозяйственность фотографировал все, что может уличить некоторых товарищей в нерадивости и халатности. Задумывался, почему так много еще беспорядков на площадке. Местами на участках просто варварское отношение к строительным материалам. Нет подъездов, хотя рядом гора щебня.
Виновникам требования контролеров не нравятся. Иначе некоторые из них не говорили бы, хоть и в шутку, но довольно-таки жестко: «Мы тебе фотокамеру погладим. Арматурой по объективу». Задевает. Никому не хочется быть выставленным на суд общественный.
На площадке дрожжевого оживленно. Наружные стены уже покрашены. Завод принимает нарядный вид. Строители и монтажники в график укладываются с трудом. Из-за ошибок в проекте на переделки не хватает рук. Но стройка бурлит. И сейчас, когда наступает решающий период, рабочие трудятся особенно старательно. Каждый гвоздь, каждая лопата бетона – все идет в дело.
С Кутьминым сбивали щиты для лесов. Дело простое, а не идет. Ни у меня, ни у него тем более. Сегодня Прокопий Егорович вышел на работу в последний раз. Ему оформили пенсию, и с завтрашнего дня он на заслуженном отдыхе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ