Изюминка на счастье

Юрий Немцов| опубликовано в номере №1259, ноябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Конечно, нужно было оформить специальную выставку из товаров всех семидесяти четырех поставщиков – тогда сразу было бы видно, что хорошо, а что плохо, – сказала секретарь комсомольской организации горьковской фирмы Детский мир» Ирина Тысячнова. – Но это оказалось невозможным: основная масса продукции гостей поступила на базы всего за день до открытия ярмарки. Вот и пришлось оформлять витрины ленинградскими «Скороходами».

Главная цель ярмарки – сравнить товар из разных городов и республик, выбрать лучшее, посмотреть: а как то же самое делают соседи? – оказалось недостигнутой. Вот почему и школа передового опыта, занятия которой проходили во второй день ярмарки, не дала ожидаемого результата. По очереди выходили на сцену комсомольцы, читали по бумажке заранее приготовленные доклады. Им не о чем было спорить, некого критиковать, не перед кем краснеть.

А между тем именно с детским ассортиментом товаров легкой промышленности страны не все благополучно. Не надо быть большим специалистом, чтобы сказать: детские колготки – до сих пор дефицит, хорошей, мягкой детской обуви, как говорится, днем с огнем не сыщешь, детских тканей мало, а их расцветки отпугивают даже самых непривередливых покупателей. Но с кого спрашивать, если смежников, поставщиков сырья, химиков, фурнитурщиков на ярмарке не было!

Вот и читали ребята доклады по бумажкам... Только одно выступление заинтересовало всех: Надежды Старовойтовой, руководителя челябинской торговой фирмы «Гарантия». Она рассказала об удивительной форме торговли, исключающей брак, делающей ненужными службы ОТК, когда товар прямо с предприятия, минуя базы, идет на прилавок и каждая швея знает, какую оценку дал покупатель именно ее изделию. Но доклад Надежды Старовойтовой был последним, «под занавес», даже корреспонденты не успели задать ей и пары вопросов – Надежда опаздывала на самолет.

Идея ярмарки-смотра только тогда увенчается успехом, когда соберутся все те, от кого зависит качество и ассортимент детской продукции, и сами встанут за прилавок бок о бок с продавцами, чтобы своими глазами увидеть, какую оценку ставит их работе ярмарка.

Хорошие товары из разных городов и республик были моментально раскуплены, потому что уж очень мало пришло их на ярмарку.

Предвидя это, горьковские работники торговли заранее накопили товаров на 5 миллионов рублей – и детская ярмарка работала почти два месяца, и никто не ушел без покупки. И без

улыбки. И без хорошего настроения.

Но улыбок и хорошего настроения могло быть больше. Ведь какие возможности, какие перспективы открывает нам древняя, полузабытая «форма торговли» – ярмарка!

Ярмарка – это соперничество. Плохо. когда его нет, когда покупатель лишен права выбора и вынужден брать то, что ему дают. (На Нижегородской ярмарке в былые времена стояли лавки, в которых постоянно торговали одни и те же купцы. Так сказать, фирменные лавки. Они объединялись в ряды: Свечной, Бумажный. Серебряный:. Суконный, Зеркальный – до сотни рядов. Прежде чем открыть лавку, каждый купец должен был объявить, какой именно товар составит его главный торг, «дабы контора могла поместить его сообразно сему заявлению в приличное место».)

Теперь представьте Башмачный ряд на нашей детской ярмарке. Стоят лавки с названиями городов, фирм, предприятий. А за прилавком, рядом с продавцами, – представители города. фирмы, предприятия. И вот у соседней лавки – море голов, а у моей – два-три равнодушных лица. Обидно! И исчезнут тогда с прилавков плохие, «неходовые» товары.

Ярмарка – это зрелище. В старину сюда приезжали не только за покупкой, но и просто потолкаться, людей посмотреть, себя показать. Старая Нижегородская ярмарка буквально набита была зрелищными предприятиями самого разного сорта: от драматического театра (где почему-то шли исключительно классические трагедии) до простонародного, лубочного раешника.

Впрочем, возможностей потолкаться и у современного человека предостаточно, а вот поглазеть... Детскую ярмарку в Горьком открывали скоморохи, из широких дверей Главного дома вышли на площадь лоточницы, которых сразу же окружил народ: игрушки у них те же самые, что и на прилавках, но куда приятнее купить мягкого резинового ежика, добытого со дна лукошка девушкой с яркой, как ее сарафан, улыбкой! Однако назавтра уже не было ни скоморохов, ни лоточниц.

Детская ярмарка делает первые, правда, еще робкие шаги по пути зрелищности. Вот пример: в павильоне Мальвина» продавали кукол две девушки в голубых кукольных платьях, с белыми кукольными волосами и словно нарисованным румянцем на шеках. Две Мальвины. Но если есть

Мальвина, должен быть и Буратино, продающий азбуку или ириски «Золотой ключик» А на крыше одного из павильонов можно построить домик Карлсона, где «мужчина в самом расцвете сил» с маленьким пропеллером на спине будет продавать леденцы, и машины, и петухов – ведь у него их десятки тысяч. А кукольный театр? Ведь только в Горьком немало их, словно специально созданных для детской ярмарки!

В старину в бутыли с русским квасом клали изюминки – на счастье: у кого изюминка, тому повезло. На Горьковской ярмарке продается напиток «Изюминка» – дети его очень любят. Вкусный напиток, его готовили по специальным старинным рецептам, но изюминку на дно бутылки не положили. Детской ярмарке пока еще тоже не хватает своей «изюминки», но и сейчас уже ясно: эта «новаяхрорма организации торговли» таит в себе неисчерпаемые возможности. И главное уже есть: ярмарка!

А ярмарка – это праздник!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены