HET легче сваливать все наше бескультурье, грязь на объективные обстоятельства, нищету, «наследство царского режима», гражданскую войну и т. д.
Да и заведено у нас уже так: отчитывается секретарь ячейки на собрании - обо всем расскажет, сколько кто на заседаниях просидел, какое количество штанов протерто, сколько протоколов исписано - этак часика на два развезет.
Обругает кого следует за отрыв от политшколы, невыписку газет. Есть о чем секретарю ячейки поругаться.
А вот насчет этой самой бытовой стороны жизни людей, тех 16 часов, которые молодой паренек, комсомолец проводит вне производства, учреждения - как он проводит, что он делает, не давят ли они на парня, как на комсомольца, не тянут ли они его назад или в сторону от комсомола, - об этом мало кто толкует. А если и толкует, то в плоскости того: ходит ли парень в клуб или нет?
О доме, об обеде, о рубахе, о семье говорит секретарь мало. Совсем не говорит.
В циркулярах об этом не сказано, - стало быть, зачем говорить? Хотя все знают, что «бытие определяет сознание» и что если парень неделю живет барином, а три недели стреляет гривенники на бутерброды в буфете, то плохой из него политграмотщик и работник - в животе уж очень урчит.
Одно дело 18 - й год, когда у все урчало и сделать что - либо было невозможно. Другое дело, когда в животе урчит от неумения жить, от того, что коллектив не учит жить. Это хуже, плохо, позорно для всего коллектива.
Давайте заглянем в ячейку Госторга. Так ли здесь, как у всех? Папочки, протоколы, - без этого, разумеется, тоже нельзя. Но папки - это форма. Каково содержание папки, о чем рассказывают испещренные листы? Ячейка недавно провела бытовое об - следование комсомольцев.
Ходили члены бюро по квартирам, заглядывали в общежития парней и девушек, беседовали со стариками - родителями и т. д.
Вообще - то обследование у нас в союзе дело не новое. Беда в том, что всегда эти обследования констатируют факты, отмечают недостатки, но не указывают, как лечить, как исправить, что делать парню, чтоб жить лучше, экономней, чище, с большим порядком и т. д.
Здесь счастливо избегли казенщины.
У комсомольца С. обнаружено, что получки хватает ему только на 9 - 10 дней. Подсчитано, сколько он платит за комнату, электричество, сколько у него уходит на заем индустриализации и т. д.
Подсчитали и как он распределяет свое свободное время.
Предложено ему: распределить в получку, сколько нужно на квартиру и т. д., оставить обязательно часть денег исключительно на питание, чтоб не питаться всухомятку, а иметь горячие завтраки.
Тоже указано и тов. Е. Кроме распределения получки, ей предложено регулярно читать газеты и книги. Но кроме этого обнаружено, что у Е. есть сестренка, 12 - 13 - летняя девочка, и вдруг вне пионер - отряда, хотя сама Е. работает на фабрике. Негоже так. И отметили, что влияние тов. Е. на сестренку недостаточное. Надо ее устроить в пионер - отряд.
Тов. Н. живет вместе с сестрой. Он работает счетоводом, она курьершей. Вместе они зарабатывают 144 руб. Посылают часть денег в деревню. Он обедает в столовой, она готовит себе дома. Н. - руковод. политшколы в районе и занят 3 вечера в неделю. В свободное время бывает не в своем клубе, и товарищи у него не из этой ячейки.
Тов. Н. предложено: 1) больше бывать в своем Госторговском клубе, а то чувствуется оторванность; 2) устраивать совместные читки газет с сестрой, так как она сама читать не может.
Вот общежитие девчат. Пять комсомолок и одна беспартийная. В комнате чисто. Каждое утро проветривается. Есть дежурная. Все подписались на заем индустриализации. Кто учится в конторгуче, кто на общеобразовательных курсах.
Решили к комсомолке Т. до организации кружка по ликвидации неграмотности прикрепить из более подговленных комсомолок к ней заниматься. Кроме того, ей предложено вступить в один из кружков при клубе. Остальным девушкам предложено вступить в сберкассу и начать плановое расходование своего бюджета. Указано и насчет того, что у девушек нет спайки и что нужно посещать коллективно театр, кино и устраивать читки. По воскресеньям, - говорится в акте обследования, - часть девушек уходит к родителям, часть остается в общежитии и питается всухомятку. Поэтому, - говорится в выводах, - нужно сложиться и готовить обед или ходить в столовую.
В общежитии в комнате четырех ребят - 4 кровати и ни одного стула, ни стола. Ребята все время проводят на кровати: спят на кровати, едят и читают на кровати.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как работают итальянские комсомольцы
Пешком по Кавказу