Вероятно, прежде всего следует привести несколько конкретных фактов о нашем заводе, его специфике, его истории. И о традициях социалистического соревнования в коллективе.
Московский завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-1) специализирован на выпуске генераторов, стартеров, реле-регуляторов для отечественных легковых и грузовых автомобилей, некоторых типов тракторов и комбайнов. В коллективе трудится около 5,5 тысячи работников.
Предприятие является первенцем в производстве электрооборудования для советского автомобилестроения. В декабре 1979 года будем отмечать 50-летие завода.
50-летие завода – в год 50-летия массового социалистического соревнования в нашей стране... Совпадение глубоко знаменательное. Соревнованию на заводе всегда уделялось первостепенное внимание. В годы первой пятилетки, в годы индустриализации это было движение за создание отечественного электрооборудования. «Дадим 200 тысяч магнето!» Этот лозунг вписан в историю завода. Стахановское движение в 30-е годы, ударные фронтовые бригады в годы Великой Отечественной – таковы были дальнейшие вехи. В послевоенные годы на заводе родились инициативы: «Экономить в большом и малом», «Работать по часовому графику». В годы девятой пятилетки было организовано соревнование за снижение трудоемкости выпускаемой продукции. На этой основе мы добивались высвобождения рабочих основных и вспомогательных цехов.
Ускоренный рост автомобилестроения в 70-е годы вызвал необходимость резкого увеличения выпуска автотракторного оборудования на имеющихся у нас производственных площадях. 1970 – 1978 годы были периодом комплексной реконструкции без остановки производства. Техническое перевооружение сочеталось с работой по совершенствованию организации труда и социалистического соревнования. В результате – увеличение объема производства и повышение производительности труда почти вдвое.
В статье «Исторический рубеж на пути к коммунизму» Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев писал: «Взять, например, Московский завод автотракторного электрооборудования № 1. Его трудовой коллектив при обсуждении плана десятой пятилетки выдвинул более 200 предложений и добился реализации большинства из них...»
Высокая оценка обязывает и воодушевляет коллектив. План трех лет пятилетки по объему производства мы выполнили 28 ноября 1978 года и выступили с инициативой выполнить задание десятой пятилетки по росту производительности труда к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.
Я хочу рассказать читателям «Смены» о том эксперименте, который в последние годы определяет заводскую жизнь.
Как это начиналось? В начале десятой пятилетки на заводе по инициативе комсомольско-молодежной бригады Александра Аношина родилось движение под девизом: «Четкий ритм, высокое качество – при минимальных трудовых и материальных затратах». Соревнование получило название смежно-сквозного. В чем его смысл? Наш завод является предприятием массового производства, где на потоках изготовляются детали, узлы электрооборудования для автомобилей, тракторов, комбайнов, причем выпускаем мы их «миллионными тиражами». И для нас очень важно, чтобы соревнование на протяжении всей технологической цепочки, от начала до конца, обеспечивало решение важнейшей задачи – гарантировало высокое качество каждого изделия. Нужно, чтобы ни одна из операций – от первой до последней, включая все промежуточные, – не оказалась вне самого пристального внимания. Таким образом, соревнование у нас смежное внутри предприятия и связанное единой технологической цепочкой.
Мы решили построить его не просто по «лозунговой» схеме – давайте, мол, соревнуйтесь, товарищи. Мы изучили опыт целого ряда передовых предприятий Советского Союза, в частности, опыт Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича – там передовые бригады выступили инициаторами движения «Пятилетке качества – рабочую гарантию!».
У нас в коллективе около сорока процентов молодежи. И именно наша заводская молодежь – активная, постоянно ищущая, обладающая особо острым чутьем нового – поддержала почин ильичевцев.
Но соревнование за высокое качество – это, повторяю, не вопрос громких слов. Надо добиться того, чтобы все технологические процессы соответствовали современному уровню, чтобы строго соблюдалась технологическая дисциплина. И наши комсомольцы, молодежь, а потом и весь завод взяли на вооружение почин, который родился на заводе имени Лихачева: «Инженерную поддержку – рабочей инициативе!».
Нам хотелось ввести объективные и точные характеристики, чтобы оценить участие в соревновании каждого человека, – и мы обратились к методике, разработанной на московском заводе «Компрессор».
Соревнование между бригадами, между участками было организовано по технологическому процессу, и каждая бригада, участок, мастерская заключили между собой договоры, основанные на научном расчете, исходящем из оптимальных условий производства, мощностей, возможностей предприятия.
Но комсомольцы пошли дальше. Ведь качество зачастую зависит не только от того, как мы сработали на заводе, но и от того, какой материал поставили нам. Есть ряд заводов-поставщиков, к которым в этом плане у нас были серьезные претензии. Мы решили связаться с поставщиками – в частности, с кабельными, с металлургическими заводами. Вызвали их на соревнование, заключили договоры. Сказали им: «Обеспечьте нам такую работу, чтобы высокое качество и четкий ритм мы могли гарантировать и на своем заводе».
Но вся эта сторона дела вроде бы «потребительская» – только нам дайте то и это. И комсомольцы поставили вопрос: а что мы дадим своим потребителям? Нужно ведь, чтобы и они чувствовали итоги нашего соревнования. Конструкторы, технологи обсудили этот вопрос с рабочими, и было принято такое решение... Вот, скажем, завод имени Лихачева является потребителем нашей продукции. Коллектив лихачев-цев борется за то, чтобы их автомобиль 300 тысяч километров проходил без капитального ремонта. И мы решили по своему электрооборудованию достичь такого уровня. Это потребовало специальной инженерной проработки узлов стартера, генератора и т. д. Аналогичную работу мы провели с московским заводом имени Ленинского комсомола. Мы создали целый комплекс электрооборудования для автомобилей, отличающихся повышенными характеристиками.
Это соревнование по инициативе слесарей-сборщиков из комсомольскомо-лодежной бригады Саши Аношина родилось в начале десятой пятилетки. Охватило оно весь коллектив. Мы создали восемнадцать технологических цепочек на заводе. Какие задачи помогает нам решать это соревнование? Я хотел бы выделить три, чрезвычайно важные.
Во-первых, оно помогает нам значительно повысить качество выпускаемой продукции, и это соответствует тем задачам, которые стоят в целом перед промышленностью в десятой пятилетке, задачам, которые были поставлены на XXV съезде КПСС. Во-вторых, мы сумели поднять ответственность каждого работника за итоги работы всего коллектива. И, в-третьих, это соревнование позволило нам создать новую нравственную атмосферу в коллективе.
Эти три задачи, или, если можно так сказать, триединая задача, решались комплексом мер, предусмотренных условиями соревнования.
Следующая ступень работы была снова связана с бригадой Аношина. Коллектив поставил вопрос: как сделать, чтобы бригада стала максимально действенной трудовой ячейкой, чтобы бригада чувствовала отдачу от всего того нового, что внедряется. И мы начали работать, как принято сейчас говорить, по методу бригадного подряда (сами мы называем это работой по методу бригадной организации труда и оплаты в технологической цепочке).
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.