Крупнейший в отрасли, наш институт обладает большим опытом проектирования крупнейших строек газовой промышленности. По нашим проектам сооружались Оренбургский газоперерабатывающий комплекс, газовые и газоконденсатные месторождения Медвежье и Вынгапур, газопровод Уренгой – Сургут – Челябинск, часть интернационального газопровода «Союз», другие объекты. Но сегодня нам необходимо теснее сомкнуть научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы с производственными. Сроки, важность поставленных задач не оставляют нам иного выхода. Уже проделана огромная работа, выданы рабочие чертежи на строительство линейных частей и компрессорных станций газопровода на тысячи километров и миллиарды рублей, но все это только начало. Главное впереди.
В одном 1982 году нашему институту предстоит спроектировать и выдать в производство рабочие чертежи на 30 компрессорных станций, 1,5 тысячи километров линейной части газопровода. Общая сумма строительно-монтажных работ – более 2 миллиардов рублей. Раньше таких темпов мы просто не знали. А наряду с этим как генподрядчик институт обязан координировать работу десятков проектных и конструкторских организаций. Например, только по газопроводу Уренгой – Ужгород институт координирует работу 27 организаций, из которых четыре имеют своих субподрядчиков. Нужна оперативность и еще раз оперативность. Нужна, хотя мы и расположены очень далеко от проектируемых нами трубопроводов. Вот почему мы сразу приняли предложение комсомольских организаций Тюмени о создании постов авторского надзора на трассе.
Прямые, непосредственные контакты со строителями газопровода приносят хорошие плоды. Да и как может быть иначе? Ведь каждый из нас уже трудится не на абстрактную строительную организацию, но знает людей, которые, ждут результатов нашей работы. Одно – иметь дело с безликой конторой, которую знаешь только по бумагам с печатями, другое – с людьми, которым обязался помочь, которые тебе на трассе помогали, чем могли.
Так, в Москве я познакомился с секретарем комитета комсомола треста «Уренгойтрубопроводстрой» Юрием Тохтамышевым. Оказалось, что Юрий – мой земляк, тоже из Донецка. Молодые строители треста начинали тянуть трубу экспортного газопровода с нулевой отметки. Но их, уже опытных строителей, задерживало отсутствие технической документации. Вот и попросил Юрий разобраться в этом меня, представителя генпроектировщика. Я представил себе ребят, простаивающих из-за отсутствия проектно-сметной документации, и мне очень неуютно стало. Приехав в Донецк, сразу помчался в институт. Оказалось, что документация давно отправлена, но до строителей не дошла. А запасного экземпляра нет. Ждать, пока документация все-таки доберется до Уренгоя, времени уже не было. Оставался единственный выход – ехать строителям прямо к заказчику и самим отбирать свои чертежи.
Тогда же мы приняли решение заключить между комсомольцами института и треста договор о научно-техническом сотрудничестве при сооружении газопровода.
Мы намерены заключить договоры о сотрудничестве по принципу «Рабочей эстафеты» с каждой из субподрядных организаций. А всего их у института более полусотни. Их целью должно стать безусловное выполнение всех планов и графиков. Для привлечения молодежи к активному участию в научно-техническом творчестве мы создаем комплексные творческие коллективы. Один из них выполнил рабочие проекты электрообогрева водоводов дожимной компрессорной станции в Надыме и Уренгойской компрессорной станции. Другой разработал и внедрил ингибитор коррозии газопроводов, был удостоен за это премии обкома комсомола.
Надо сказать, что комсомольская организация института положила себе за правило не бросаться сломя голову на решение всех институтских проблем. Мы сосредоточиваем свои усилия на тех из них, где можем добиться реальных полезных результатов. И, взявшись за дело, уже не отступаем.
Коллектив института мог бы работать на развитие газовой индустрии еще продуктивнее. Но есть факторы, которые мешают нам. Вот некоторые из них.
Нам очень не хватает молодых кадров. Сейчас, когда необходимо ездить в длительные командировки по трассам строящихся газопроводов в труднодоступные, необжитые места, дефицит молодежи связывает нас все сильнее. Мы бы с удовольствием приняли сейчас до 100 молодых специалистов. Дело для них есть. Оно ждет их. Но из года в год заявки института удовлетворяются лишь на 20 – 30 процентов. Помощь Министерства газовой промышленности СССР в этом вопросе нам очень нужна.
Другая проблема – снабжение. Объемы выпускаемой техдокументации резко возросли. Люди идут на все, чтобы выполнить задание в сжатые сроки. Но не хватает бумаги, переплетного материала. Нет хороших печатных машинок, фотоэлектрографическая машина чуть дышит. А в результате поступают жалобы заказчиков на качество наших проектов. Обидно. Мингазпром, наше управление материально-технического снабжения что-то выделяют, дают, обещают. Но этого просто мало. Конечно, у управления не один наш институт. Но газотранспортная система Западная Сибирь – Центр на всю страну все-таки одна. Для крупнейшей стройки одиннадцатой пятилетки нужно сделать все, что ей необходимо.
По территории 12 районов нашей области пройдет трасса магистрального газопровода, шефство над этой стройкой объявили все 52 райкома комсомола Пермского края. Помогают, чем могут. Прежде всего людьми.
Трубопроводу необходимы газокомпрессорные станции. Их сооружение стало важнейшим делом пермского комсомола. Принято постановление бюро обкома о шефстве, разработана его программа, создан штаб ударного строительства, в который вошли начальники всех строительных управлений и трестов, задействованных на газопроводе. В дело включились «Комсомольский прожектор», областная комсомольская газета «Молодая гвардия», в которой теперь ведется постоянная рубрика «Трасса». Словом, навалились всей комсомольской силой.
Прямо после областной отчетно-выборной конференции на строительство газокомпрессорной станции в Березовский район выехал ударный отряд имени Ветеранов комсомола Прикамья в количестве 50 человек. Всего на нитках газопровода нужно будет соорудить 6 станций. Времени на каждую отведено минимум. Так, в Березовском ребята обязались рапортовать об окончании строительства уже через три месяца после приезда на трассу. Конечно, задача очень непростая, начнут-то они с нуля. Но у нас нет никаких сомнений: как отряд сказал, так и будет.
Формировали отряд, учитывая весь накопленный в этом деле опыт. Прежде всего исходя из опыта ударных отрядов, работающих на освоении нефтяных и газовых месторождений Тюмени. Кстати, вот уже несколько лет пермские отряды там в числе лучших. Учиться работать на трассе некогда. Это закон. На трассе надо работать. Поэтому брали в отряд только профессионалов, молодых ребят, но уже твердо владеющих специальностью – плотников, бетонщиков, монтажников химического оборудования, сварщиков. Например, среди газосварщиков 18 человек имеют самый высокий шестой разряд.
Добавлю: нам нужны были не просто профессионалы, а люди, понимающие всю ответственность стоящей перед ними задачи, люди, увлеченные ею. Так что к отбору райкомы и горкомы подходили со всей серьезностью. Случалось, руководители предприятий, где работали эти ребята, и не соглашались отпускать их. В конце концов мы все-таки решали подобные проблемы, а вспомнил я об этом, чтобы еще раз подчеркнуть, каких ребят направила на трассу областная комсомольская организация.
Это первый отряд, но не последний. Летом на трассу отправится студенческий и еще несколько комсомольско-молодежных отрядов из числа рабочих пермских предприятий.
Конечно, сформировать и отправить на место людей – только начало дела. Предстояло решить и такую проблему: где и как будут жить ребята? Ни о каких палатках не могло вестись и речи. Незадолго до отправки отряда мы выехали в Березовский район. Общежитие, в котором предполагалось разместить людей, было еще далеко от завершения. Сразу связались с Миннефтегазстроем. Наши претензии внимательно выслушали. Общежитие к приезду ребят было готово.
Вообще то обстоятельство, что сейчас наш штаб имеет прямой выход на главк, упрощает и ускоряет решение многих возникающих вопросов. К сожалению, внушает тревогу обеспечение строительства комплектующими деталями. Так, строительство в Березовском обеспечено ими пока всего лишь на 50 процентов. На других точках положение еще хуже. Мы надеемся, что «Рабочая эстафета» поможет нам решить возникшие проблемы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Забота об интересах народа – дело чести комсомола