«Рабочая эстафета» на строительстве системы магистральных газопроводов
Газотранспортная система Север Тюменской области – центральные районы Европейской части СССР – крупнейшая стройка одиннадцатой пятилетки. Комсомол взял над ней разностороннее шефство. Это и ударный труд молодых строителей непосредственно на трассах, это и целеустремленная работа комсомольских организаций самых различных отраслей и ведомств, призванных обеспечить гигантскую стройку проектами, материалами, техникой... Здесь должен и может утвердиться принцип «Рабочей эстафеты», когда стройка, проектные учреждения, производственные объединения работают согласованно, грамотно, опираясь на договоры о содружестве.
Участие в «Рабочей эстафете» – это каждодневный экзамен на творческую, энергичную, квалифицированную работу, это серьезный вклад в развитие топливно-энергетической базы страны.
Работа строителей подземных магистралей не бывает легкой. Ведь трасса – это часто поросшие тиной озера, трясины, зыбуны, пересеченный рельеф, это тучи гнуса летом, лютые морозы зимой. В процессе строительства трубопроводов, особенно в болотистой местности, где наш поток работал как на трассе Уренгой – Грязовец – Москва, так и позже, на стокилометровом участке газопровода 1641 – 1741. приходилось встречаться со многими трудностями. Все организационные и технические проблемы можно было решать главным образом за счет рабочей, инженерной смекалки и находчивости. В нашей практике применялись многие новшества. Например, использовали земляной валик для вывозки плетей и прохода механизированной колонны без устройства дорогостоящих традиционных лежневок; рыли траншеи методом направленного взрыва: модернизировали изоляционную машину, что полностью исключило ручной труд при одной из самых хлопотливых операций; научились присыпать трубу на скальном грунте верхним мягким слоем с помощью роторного экскаватора и так далее. Обо всем этом я рассказываю не для того, чтобы похвастать, просто считаю, что наши новинки могут заинтересовать строителей на других участках сооружения шестиниточной гигантской системы трубопроводов от Уренгоя. Ведь у всех нас одна цель: ускорение строительства, и даже небольшие новинки при таком огромном размахе работ дают ощутимый результат снижения их стоимости. Она уменьшается на десятки, сотни тысяч рублей, происходит также сокращение трудовых затрат и сроков строительства объектов.
Большая роль у нас отводится организации производственного процесса. Ведь при индивидуальной сдельщине зарплата механизаторов часто зависит не только от личного труда, но и типа механизма. Мы решили перейти на бригадную форму организации и оплаты труда с применением коэффициентов трудового участия. Итоги 1981 года полностью подтвердили эффективность этой формы работы.
Хочу остановиться на проблеме, характерной для всех строительных потоков. Это расчистка трассы, сооружение и содержание дорог. В большинстве потоков эту операцию взваливают на землеройные участки, ухудшая их экономическое положение: ведь эти работы обходятся дешево только при большом объеме трудозатрат. Имея это в виду, мы организовали специальную бригаду на генподрядном участке, придав ей необходимые механизмы землеройного участка. Создав мощный коллектив, ответственный за валку леса, строительство и содержание дорог, придав ему 5 тракторов, лесоповалочную машину, мотопилы, решили ряд дорожных вопросов. Колонна плетевозов Н. Лядова из АТК треста «Татнефтепроводстрой» регулярно выполняет нормы не менее чем на 150 процентов. Водители делают по 3 – 4 рейса на завозе труб. Вдобавок ими вывезена с трассы почти вся деловая древесина. О ней разговор особый.
Да, наша главная задача – строительство газопроводов, но мы не должны забывать о том, во что превращается трасса по окончании работ. Здесь требуются хозяйский подход, реальное воплощение девиза пятилетки «Экономика должна быть экономной». Сколько еще мы, строители магистральных трубопроводов, зарываем в землю деловой древесины! А ведь плетевозы на трассу идут с грузом, а оттуда пустые. Почему не загружать их древесиной? Во многом это происходит только из-за того, что в потоках, как правило, не создаются дорожно-транспортные коллективы. И стоит организовать дорожно-транспортное звено, как положение резко меняется.
С учетом специфики нашей работы особое значение приобретают вопросы улучшения бытовых условий. У нас имеются вагончики, где централизованное отопление, водоснабжение. Есть у нас бани, красные уголки с телевизорами. Обеды вывозятся в термосах на рабочие места.
Вместе с тем мы считаем весьма своевременным принятое недавно постановление коллегии Миннефтегазстроя и ЦК профсоюза по улучшению быта на трассах, в котором намечается изготовление домиков из блоко-боксов с комфортабельными удобствами. Эти домики мы ждем с нетерпением.
Трудовой коллектив нашего потока дружный, сплоченный, заявления об уходе у нас редкость. С одной стороны, это результат высокого уровня организации труда, имеющихся условий быта и отдыха, а с другой – большой и целенаправленной воспитательной работы, проводимой партийными и комсомольскими организациями.
Во многих наших коллективах существует хорошее правило: пока задание не выполнено, никто не может оставить рабочее место. Может, кому-то покажется, что такая требовательность чрезмерна, однако мы на трассе утверждаем, что деловая строгость людей не отпугивает.
Да, наши успехи достигаются благодаря ударной работе каждого члена коллектива, широкому внедрению передовых методов труда. В то же время важную роль в налаженной ритмичности работы сыграли поставщики, своевременное и качественное выполнение наших заказов целым рядом организаций и предприятий. Таких поставщиков много, и всем им мы приносим самую искреннюю благодарность. В то же время хотим попросить коллектив Брянского ремонтно-механического завода принять меры для улучшения качества ремонта трубоукладчиков. И еще одно обстоятельство: на трассе не хватает костюмов сварщиков, теплой спецодежды. Мы просим Министерство легкой промышленности оперативно рассмотреть и решить эти вопросы.
На ноябрьском Пленуме ЦК КПСС 1981 года товарищ Л.И.Брежнев сказал: «Страна многим обязана героической работе газовиков, нефтяников, строителей, открывших доступ к богатствам Западной Сибири. В одиннадцатой пятилетке перед ними встают еще более крупные задачи. Предстоит освоить новые месторождения, построить и ввести в действие пять крупнейших магистральных газопроводов Западная Сибирь – Центр, а также экспортный газопровод Уренгой – Ужгород. Это, несомненно, центральные стройки пятилетки, и они непременно должны быть завершены в срок». Это указание партии – конкретная программа действия для нас, молодых строителей, и мы сделаем все, чтобы ее выполнить.
– Всякий раз, когда возвращаешься с трассы, пробыв там дней этак сорок, зарекаешься: в следующий раз поеду, только когда моя очередь по графику подойдет. Хватит с меня и жары, и холода, самолетов и вертолетов, бесконечных ожиданий транспорта... Но проходит неделя, другая, месяц, и все трудности и неудобства вдруг забываются, кажутся и не такими уж страшными. И опять тянет туда, на Север, на строительство трассы, – как-то признался Анатолий Вологин, руководитель группы отдела комплексного проектирования № 3.
Некоторые наши проектировщики проводят в году на трассе по сто и более дней. Становятся там по-настоящему своими людьми.
– Выходишь из вертолета, – рассказывал руководитель другой группы Леонид Корогодский, – и слышишь: «Ну, приехали проектировщики, эти все вопросы решат». Видишь, что тебя уже знают в лицо, ждут, рассчитывают на помощь. Это действует, ради этого многое можно перетерпеть. И, главное, видишь, что такие отношения полезны для дела. Например, на строительстве Краснотурьинской компрессорной станции мы работали вместе со строителями «Уралсантехмонтажа». Результат – ускорили монтаж водопроводных и тепловых сетей.
На строительстве Надымской компрессорной станции мы особенно сдружились с ребятами из комсомольско-молодежного строительно-монтажного управления № 3 треста «Севергазстрой». Работают ребята здорово, приятно посмотреть, ну и все вопросы, которые возникают к проектантам, само собой, стараешься решить максимально оперативно и качественно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.