Наследники первой коммуны

опубликовано в номере №1239, январь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

На одном из конгрессов Международной демократической федерации женщин матери земли так выразили свою программу – программу практических действий:

«Обратимся к сердцу и разуму тех, кто еще не с нами. Скажем тем из них, кто еще не осознал опасность, что недостаточно только любить детей, а надо защищать их от войны...

Мы все знаем, сколько нужно труда и усилий, чтобы воспитать ребенка, чтобы сделать его человеком. Мы не хотим, чтобы уничтожали жизнь, которую мы даем!»

И символично, что именно Международная демократическая федерация женщин явилась инициатором проведения в 1979 году Международного года ребенка, который и был провозглашен XXXI сессией Генеральной Ассамблеи ООН в ознаменование 20-летия принятия ООН Декларации прав ребенка.

Десять наиглавнейших принципов, которые, как фундамент, лежат в моно литном здании Декларации прав ребенка, – это десять заповедей человече ству, десять направлений его борьбы за права ребенка. Вот эти десять благо родных и святых принципов, изложен ных в сжатой форме:

2. 1. Права ребенка должны признаваться за всеми детьми независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального про исхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Ребенку должны быть предоставлены возможности для благоприятного физического, умственного, нравственного, духовного развития в условиях свободы и достоинства.

3. Ребенку должно принадлежать право на имя и гражданство.

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, ему должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Матери ребенка должен быть обеспечен надлежащий дородовой и послеродовой уход.

5. Неполноценный ребенок должен быть обеспечен специальной заботой, необходимой ввиду его особого состояния.

6. Ребенок должен расти в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности, и, кроме исключительных обстоятельств, никто не может раз лучить его с матерью.

7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь.

9. Ребенок должен быть защищен от любых форм жестокости и эксплуата ции, он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Работа не должна вредить его здоровью или образова1 нию.

10. Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и все общего братства.

За двадцать лет существования Декларации во всех уголках планеты сделат но немало для претворения этих принципов в жизнь. Но как много еще предстоит сделать нам, взрослым, чтобы счастливо жили дети! И самое важное условие для их счастья – сохранение мира на земле. Недаром первый декрет, подписанный Владимиром Ильичем Лениным при рождении нашего Советского государства, был именно Декрет о мире. В феврале 1919 года В. И. Ленин подписал декрет об учреждении Совета защиты детей, а в 1921 году была образована Комиссия по улучшению жизни детей, которую возглавил Ф. Э. Дзержинский. Он говорил:

«Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать: все для них! Плоды революции не нам, а им. А между тем сколько их искалечено борьбой и нуждой. Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей».

«Все лучшее – детям!» – такой принцип был провозглашен молодой Советской республикой в первые же месяцы после победы Великого Октября. С тех пор прошло более 60 лет, и сегодня «расходы на детство» в нашей стране достигли многих миллиардов рублей, а Общество все не жалеет средств на охрану здоровья матери и ребенка, на осуществление широкой программы образования и воспитания подрастающего поколения. Именно об этом мечтал когда-то В. И. Ленин. «Владимир Ильич, – вспоминала Н. К. Крупская, – всегда придавал совершенно исключительное значение воспитанию подрастающего поколения. В школе видел он орудие подготовки бесклассового общества, орудие перевоспитания подрастающего поколения в духе коммунизма...»

Сегодня мы, советские люди, вправе испытывать законное чувство гордости тем, что в нашей стране дети окружены сердечной заботой, что им суждено жить по самым справедливым законам на земле, а охрана материнства и детства стала конституционным принципом. Статья 53 новой Конституции СССР гласит:

«Семья находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот семьям, а также других видов пособия и помощи семье».

Жизнь всех детей на земле могла бы быть счастливей, если бы правительства разных стран относились к ним с такой же заботой, какой окружены дети в социалистических странах. В этих странах принципы принятой ООН Декларации прав ребенка претворяются в жизнь не на словах, а на деле, здесь планомерно и постоянно осуществляются меры по удовлетворению растущих потребностей как семьи, так и детей. Советское государство исключительно щедро на все, что помогает детям лучше учиться, развивать творческие способности и таланты, расти физически крепкими. У советских ребят 4450 дворцов и домов пионеров, 1085 станций и 1283 клуба юных техников, 641 станция юных натуралистов, 39 детских железных дорог, 500 клубов юных пилотов и космонавтов, при дворцах культуры и клубах профсоюзов работают 26900 детских технических кружков. У нас в стране около 6 тысяч специальных музыкальных, художественных и хореографических школ.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены