Николай Куц – художник, широкого диапазона. Он любит портрет в живописи и скульптуре, пишет интерьеры, Натюрморты. Есть у него монументальные росписи и тематические полотна, но любимый его жанр – городской пейзаж. Именно в этом жанре полнее всего и раскрылось дарование художника.-
В картинах Николая Куца города угадываются с первого взгляда: Переяславль-Залесский, Ростов Великий, Загорск...
Златоглавый Загорск. Лавра написана со стороны городского парка. Темные голые стволы вековых лип контрастно вырисовываются на фоне синего неба. Смотришь на пейзаж, и память живо воскрешает и это знакомое место в пустом парке, и мартовский галдеж грачей, пробуждая что-то неуловимое, волнующее...
Как признание в любви, покоряют зрителя картины художника взволнованной искренностью, ощущением радости жизни, темпераментностью письма. Большинство из них выполнены, как говорят художники, «с удара». Стремясь закончить работу в один-два сеанса, Николай Куц вкладывает в нее все силы. И пейзаж получается цельным, с настроением. «Малиновый вечер», «Сумерки», «Уходящий день», «Последний снег» – во всех этих работах памятники архитектуры, достопримечательности древних городов. Но не это главное. Для художника важно уловить тончайшие нюансы состояния природы, передать свое отношение к увиденному.
Личные переживания – горести и радости – «вплавлены» в лучшиекартины Николая Куца. Зритель может и не знать о волнениях художника, но он не может не чувствовать этого в его работах. Картина «Темные воды Трубежа». На деревянных мостках женщина полощет белье в реке. Ночь, глубокая тишина. Густые" тени лежат под мостом через Трубеж. Яркие отсветы от фонарей падают на фигуру женщины и расплываются кругами на темной свинцовой воде. Художник дает картине второе название – «Болезнь Тимошки». И хотя в картине нет ни заболевшего сына, ни врачей, состояние тревоги ощутимо передается зрителю.
Чувствуется, что живопись – призвание Николая Куца, смысл его. жизни и, пожалуй, главное средство самовыражения. Каждый художник всегда ждет своего зрителя. Хочется верить, что искусство Николая Куца найдет искренних почитателей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.