«Океан высоких кристально чистых нот плескался сияющим! необычайно могучим, радостным синим цветом. Тон звуков все повышался, и сама мелодия стала неистово-крутящейся, восходящей спиралью, пока не оборвалась на взлете, в ослепительной вспышке огня.
Симфония кончилась...»
И. Ефремов, «Туманность Андромеды»,
«Уважаемый товарищ! ЦК ВЛКСМ, Татарский обком ВЛКСМ, Центральное правление НТОРЭС им. А. С. Попова и Казанский авиационный институт планируют провести в июне – июле 1979 года в Казани Всесоюзную школу молодых ученых «Свет и музыка». Будут работать пять секций: «Эстетика» (теоретические аспекты светомузыки); «Скрябин, Чюрленис» (история отечественной школы светомузыки); «Техника» (конструирование светомузыкальных устройств); «Функциональная светомузыка» (прикладное применение светозвукового синтеза); «Цветной слух» (психофизиологические аспекты светомузыки)».
Из приглашения, разосланного в 500 адресов.
– Слава богу, среди вас нет фанатиков... Вы молодцы! Рационалисты, а не психи, – сказала журналистка. – В этом залог вашего будущего.
Вот тебе на – нет фанатиков?
Как раз в то самое время ребята, оставшись одни на все лето в пустом институте, строили установку « Проме-тей-2». И сделали ее – громоздкую, как троллейбус, – как песню пропели, в одно дыхание...»
Из статьи Булата Галеева л Искусство светящихся звуков».
...Комната напоминала выпотрошенный тэлевизор или разгромленный радиомагазин: в пространстве, хаотически опутанном всевозможными проводами, сплетенными в немыслимый, несусветный гордиев узел, тут и там торчали какие-то предметы, имеющие отношение к электронике и радиотехнике.
– Руст, ну что там у тебя? – ворчливо спросил Галеев. Глаза у него чуть воспаленные, но взгляд не усталый, а, наоборот, острый, пытливый, с умной грустинкой этакой.
Сайфуллин нажал кнопку. Оркестр заиграл. А на портативном экранчике, реагируя на музыку и соединяясь с ней, задвигались, заиграли, завращались, запрыгали цветовые пятна, блики, геометрические фигуры, непринужденно и весело менявшие формы.
Мы постояли, послушали, посмотрели. Рядом рыжий паренек, склонившись к тискам, сосредоточенно что-то пилил.
– Эту установку мы делали для оператора, работающего в условиях сенсорного голода, – сказал Галеев. – Представьте себе: замкнутое пространство, человек в нём продолжительное время находится – контролирует, предположим, . работу той или иной системы.
Монотонность его и раздражает и убаюкивает. Светомузыкальный индикатор, с одной стороны, вредные последствия сенсорной изоляции ликвидирует,
с другой – быстроту реакции оператора повышает. Возникла аварийная ситуация, индикатор даст знать и звуковым сигналом и световым.
Мне показали, как это происходит. Завыл тревожно и резко динамик, замелькали на экране сполохи огня...
– У нас сегодня портфель заказов внушительнее, чем у иного НИИ приличных масштабов, – почему-то мрачновато произнес Галеев. Помолчал. Потом уточнил:
– В последнее время серьезных заказов больше, много больше стало, но все еще давит, к сожалению, светомузыкальный ширпотреб. Многие считают: присоединил к усилителю несколько разноцветных лампочек, вот тебе и светомузыка. Монтируй, где придется и как придется...
Снова помолчал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.