– Возникает проблема: создать инструмент, позволяющий музыканту получать управляемое движение любых орнаментальных фигур, меняющихся в размере, фактуре, форме, в интенсивности и насыщенности цвета. Пока эту задачу наука и техника полностью решить не смогли. Уверен, что смогут.
Это мнение Галеева.
«Как получилось, что ваше СКБ так долго держится? И что это за тема для авиационного института – светомузыка? Наверное, в ректорате у вас одни меценаты?»
Вспоминая о записке, полученной на конференции по организации студенческой науки – она состоялась в Томске, – Галеев смеется.
– Я им рассказал притчу о двух мышатах, попавших в крынку со сметаной. Ну, которые барахтались, пока масло не сбили... Нам тоже пришлось барахтаться – и в первое время еще как! Потом появилась твердая почва под
ногами: первый хоздоговор, второй, третий... Четырнадцать медалей ВДНХ мы
получили. Дипломов всевозможных – масса. Участвуем в выставках
научно-технического творчества молодежи, всесоюзные конференции проводим – вы уже знаете, в этом году очередная состоится... Одной линии мы
твердо придерживаемся: поискового, исследовательского направления во
всем, что замышляем и исполняем. Чем бы потом «прометеевцы» ни занимались, «почерк» творческий не теряют. И это ценит институт. Для будущих инженеров исследования в неизведанной области всегда великолепнейшая школа. Наши ребята написали уже десятки
курсовых работ и несколько дипломных проектов, получивших самые высокие оценки. Показывали мы свои установки на всемирных фестивалях, на советских выставках в Берлине, Монреале, Вашингтоне... Работаем...
Вот одна из конкретных, в высшей степени предметных тем, которой в СКБ «Прометей» занимаются сегодня: создание установки, обеспечивающей как бы своеобразную «производственную гимнастику» для зрения и слуха, восстанавливающую нормальную работоспособность в цехах конвейерного типа с однообразным характером труда...
Еще один взгляд в историю...
В XVIII веке ученый монах Луи Ка-стель, опираясь на идею Исаака Ньютона о соединении звука с цветом, соорудил инструмент, который назвал «цветным клавесином». При нажатии клавиш отдергивались шторки и открывались различные цвета по принципу «гамма-спектр». Тон «do» связывался с синим цветом, «re» – с зеленым и т. д. В 1742 году «клавесин для зрения» обсуждался в Российской Академии наук – и участники обсуждения согласились с мнением академика Крафта, что «самовольно очень роздал тоны цветам честной отец Кастелий». Идея цветомузыки была отвергнута.
Конечно, между цветным клавесином ученого монаха и, скажем, светомузыкальной установкой «Идель-1», которая была подарена отряду космонавтов СССР и установлена в Звездном городке, не просто два с лишним века времени, но два с лишним века великих открытий, изменивших решающим образом и понимание человеком мира и технические возможности это понимание применять и обогащать. Еще Руссо и д'Аламбер высмеивали саму мысль о серьезности цветомузыкальных экспериментов. Но эксперименты эти не прекращались. Пожимая плечами, уходили с концертов зрители. А фанатики и энтузиасты нового искусства продолжали искать. Десятилетие за десятилетием... Не свидетельство ли это жизненности идеи? Ведь не за «философским камнем» охотятся, не «вечный двигатель» изобретают...
Купола Казани и компьютеры, вознесенные под эти купола, компьютеры, управляющие светомузыкальным действом, – это уже стало сегодня одной из неотъемлемых примет города на Волге, города насыщенной интеллектуальной жизни, города, где трудно получить прописку – хотя бы временную – безвкусице и где очень ценят пытливую, беспокойную, деятельную мысль.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.