В прошлый раз речь шла о психологической культуре любви, сейчас пойдет о сексологической культуре – второе важном лекарстве от нынешних семейных болезней. Здесь много неясного, много споров и разногласий, но подавляющее большинство молодежи согласно в одном – такая культура нужна как воздух. Многие, наверно, без колебаний подписались бы под таким письмом:
«Почему в нашей средней школе не фигурирует такой предмет, как половое просвещение? Почему у нас очень мало книг типа «Это должен знать каждый мужчина (каждая женщина)»? Ведь эти книги должны быть настольными для любого молодого человека, особенно вступающего в брак».
Нина Р. г. Орел
Впрочем, иногда – правда, очень редко – попадается и такое мнение: «А собственно, зачем потребовались сексологические знания? Ведь если есть тру, слагаемые любви – этим все сказано! Все будет обеспечено... А если нет трех влечений, так и курсы не помогут. Так?»
Владимир П. Ленинград
К сожалению, не так. Можно любить с шекспировской силой («как сорок тысяч братьев любить не могут»), но не дать настоящего счастья любимому человеку, особенно женщине. Любовь, обостряя интуицию, усиливает шансы на достижение физической стороны счастья, но незнание заставляет больно расшибаться о скрытые препятствия.
В любви есть грани, в которых никакая сверхинтуиция не поможет – помогут только знания. Как, например, обезболить вступление девушки на путь взрослой любви? Как помочь молодоженам, чтобы они поменьше бились о подводные камни медового месяца и поскорее смогли приспособиться друг к другу в супружеской любви? Как помочь зрелым людям избежать притупляющего однообразия в интимной жизни? Как превозмочь несходство темпераментов, помехи телосложения, боязнь, неуверенность? Для многого – в любви, в семейной жизни, в понимании глубин человеческой природы вообще – нужны сексологические знания, теоретические и практические. Придет время, и сексология – сплав медико-физиологических, психологических, общекультурных и этико-социальных знаний о человеке – станет, возможно, одной из важнейших челов-коведческих наук. Тогда к вопросу, зачем знать. сексологию, раз есть любовь, будут, наверно, относиться так же, как мы сейчас относимся к вопросу Митрофанушки, зачем знать географию, раз есть извозчики.
Сексологи всего мира с тревогой говорят, что половая безграмотность – убийца многих любовей, разрушитель многих семей, причина массовых неврозов и болезней, особенно у женщин.
Доктор Дж. .Каус, работник Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), пишет: «Парадокс состоит в том, что современный «сексуальный переворот» не сопровождается более широким и глубоким знанием вопросов пола... Санитарное просвещение отстает, колеблется, плохо приспосабливается к изменившимся условиям... Отсюда почти полное незнание проблем широкими слоями населения».
Профессор П. Б. Посвянский, опытный специалист, говорит, что в области пола «существует огромное количество неверных, неправильных, подчас наивных, а нередко вредных представлений у населения». Профессор С. С. Либих поражен «элементарным невежеством, которое порождается отсутствием правильного полового просвещения и полового воспитания». Три четверти его пациентов безграмотны – и это типичная цифра, которую называют многие врачи. Масса людей не знает азбуки интимной жизни, многие даже и не подозревают, что тут есть какая-то азбука, не говоря уже о таблице умножения. «Тёрра инкогни-та» – неизвестная земля – вот что такое интимная жизнь /(ля многих из нас.
В наше время сексуальные проблемы вошли в число самых острых социальных проблем. Как говорят врачи, демографы, социологи, от них все больше начинает зависеть здоровье людей, их семейная жизнь, рождаемость.
Несколько лет назад ленинградские ученые задали вопрос тысяче разведенных о физической стороне их интимной жизни. Оказалось, что почти треть (31%) испытывала безразличие, неудовлетворение и даже отвращение от этой стороны жизни. Пятая часть разведенных (18%) не ответила на вопрос, хотя анкета была анонимной; возможно, они промолчали именно потому, что дела у них обстояли неблагополучно. Если это так, то почти половина разведенных была лишена тех естественнейших радостей, которые вкладывает в физическую любовь природа, почти половина страдала от того, что врачи называют сексуальной неудовлетворенностью.
Может быть, эти цифры и преувеличены, но в семейных отношениях духовные нити тесно сплетены с физическими, и когда слабеют или рвутся одни из них, начинают слабеть – или рваться – и другие. Именно поэтому сексологи думают, что половое просвещение поможет уменьшить причины многих семейных катастроф, поможет людям сделать более яркими их семейные отношения. И не только семейные... Врачи говорят, например, что нелады в интимной сфере; вызванные неграмотностью, вредят и всей жизни человека и его работе. По американским данным, у 23 процентов обследованных мужчин и у 70 процентов женщин такие нелады – конечно, через цепочку промежуточных звеньев – снижают качество работы.
По величине незнаний, по уровню антизнаний у половой сферы нет равных: это самая отсталая из всех областей жизни. Человек здесь – самоучка и, значит, чаще всего неуч.
Положение здесь сверхпарадоксальное, немыслимое, наверно, в других областях жизни. Даже трехстепенным делам – вроде кройки и шитья – у нас учат, а основы семейной культуры нигде не преподают, хотя это куда важнее. Наше половое просвещение до крайности неразвито, ведется оно кустарно, беспла-ново и, главное, проходит мимо центральных проблем любовно-половой культуры.
У полового просвещения есть сегодня два главных врага: один – это отрыв от сексологии, отсутствие научной базы; другой – ханжество.
Ханжество – потомок христианской морали, для которой половая жизнь была до недавних времен блудом и скверной. Влияние этой морали часто не осознается, но у многих она стала подкожным чувством и выступает в маске взглядов на секс как на что-то постыдное, низшее, о чем неприлично разговаривать.
Даже само слово «секс» пугает многих. А ведь «секс» – это просто-напросто «пол», «сексуальный» – это «половой», и термины эти давным-давно приняты в нашей медицине и философии. И если слово «секс» употребляется еще в одном значении («физическая близость»), все равно для нормальных людей в этом нормальном слове нет ничего зазорного.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.