Алексей Михайлович Лаптев принадлежит к поколению графиков, которое складывалось в 20-е годы во ВХУТЕМАСе. Творческая атмосфера тех лет побуждала будущих художников, независимо от их принадлежности к разным направлениям, определить свое отношение к искусству и его месту в жизни, к принципам художественного осмысления действительности. Перед Лаптевым никогда не возникал вопрос о возможности ограничить свой творческий метод отвлеченными поисками художественной формы. Наделенный от природы острым и точным глазом, умевший найти поэтическое звучание и в быте и в тяготах жизни, Алексей Михайлович был прирожденным реалистом. Однако его реализм, хотя и питался постоянно соками живой натуры, не был инертным, бескрылым натурализмом. Художник жил, говоря словами Юрия Олеши, в «невидимой стране внимания и воображения». Всегда стремился к интересному в своей неповторимости решению. Пластика, штрих, свободная и в то же время точная композиция, поиск типажей и как результат – умелая, с неизменным юмором характеристика персонажей, да и сам избираемый художественный материал – все работало на острое, глубоко продуманное и единственно верное для мастера изобразительное воплощение. Рисунки обретали большую обобщающую силу. Мастерство художника постоянно оттачивалось. Вся творческая жизнь Лаптева – это постоянный поиск своего взгляда на мир и искусство, поиск, порой мучительный, но награждаемый счастливыми открытиями. Острота видения мира позволяла самое обыденное и привычное представить в открывшемся только ему ракурсе, повороте, смысле.
Кроме крупных работ, Алексею Михайловичу принадлежит огромное количество зарисовок, набросков на лету схваченных лиц, движений – все, что проходило перед ним, запечатлевалось без устали, с никогда его не покидавшей энергией.
«...Я полюбил все родное преданной сыновней любовью. Скромный сельский невзрачный пейзаж покорил мое сердце на всю жизнь. Сельская тишина, пение петухов, запах вспаханного чернозема, свежей соломы, гусиной травки, лошадиного пота. И зори, вечерние зори с гомоном грачей... Да разве выскажешь чувство, которое» питаешь к отчему краю!» – писал Лаптев в своей автобиографической книге «В пути...». Это чувство глубокой любви и преданности отчему краю заставляло его остро, творчески переживать все трудности, взлеты и свершения нашей страны, передавать их в своих работах. Алексей Михайлович Лаптев родился в 1905 году в Москве. Первые голодные послереволюционные годы провел в милой и близкой сердцу елатьмин-ской деревне, и до конца жизни его влекла природа, ее неповторимые пейзажи. После ВХУТЕМАСа, где он учился у Н. Н. Куггреянова и П. И. Львова, Лаптев сотрудничал в издательствах, создавал станковые, серии, участвовал в выставке «Индустрия социализма». Во время войны работал в «Окнах ТАСС», ездил на фронт, рисовал портреты солдат, партизан...
После войны Алексей Михайлович сделал серии иллюстраций к величайшим произведениям русской и советской классики. К «Мертвым душам», «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя; к поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова; к роману Шолохова «Поднятая целина». В иллюстрировании книг он оставался верен себе: ездил на натуру – в Сорочинцы, на Дон... Привозил натурные разработки предметов быта, характерные пейзажи. И всегда он – в поиске манеры, наиболее выразительного материала, особой экспрессии в рисунке.
Любил художник работать и для детей. Писал детские стихи и иллюстрировал их. Делал игрушки, продолжающие народную традицию, создавая юг из глины, дерева и даже из бумага. Влечение к объемной форме привело к созданию серии скульптур из древесных корней.
Индивидуальная художественная манера Лаптева распознается сразу. Ее отличают особая точность видения предмета, уверенность и острота композиционного решения, лаконизм формы, изящество пластики, отличное знание возможностей материала. В перовых рисунках поражает игра тончайших и жирных, густо-черных штрихов, каждый штрих – строго на месте, его нельзя выкинуть или передвинуть, точность попадания снайперская. Мастерство отличного рисовальщика в сочетании с постоянным стремлением 1К обобщению, осмыслению творческого опыта победило художника написать книги «Как рисовать лошадь», «Рисунок пером», много газетных и 4курнальных статей по различным вопросам искусства. Хочется особо выделить его статьи об охране памятников русской культуры, в которых голос художника звучал взволнованно и горячо. Лаптев входил в инициативную группу художников и архитекторов, которые в 50-х годах организовали массовое движение в стране по охране памятников старины. Интерес к истории русского зодчества отразился в его творчестве созданием ряда работ, выполненных пастелью, которые затем вошли в альбом «Памятники древнерусского зодчества».
Художник Алексей Михайлович Лаптев хорошо известен. Но не многие знают, что Алексей Михайлович на протяжении всей своей жизни писал стихи. В них отразился мир, воспринимаемый глазами умного, думающего художника; в них – размышления об искусстве, о любимой родной земле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.