Давно и заслуженно известны изделия народных умельцев Прикарпатья. В гуцульском крае одинаково успешно развиваются и резьба по дереву, и керамика, и ковроткачество. Сейчас эти промыслы разбросаны по всей Гуцулыцине, но центром, безусловно, является город Косое. Здесь находятся два предприятия: производственно-художественное объединение «Гуцулыцина» и Косовские художественно-производственные мастерские.
Изделия гуцульских мастеров хороши и бесконечно разнообразны. Тут и деревянные сувениры: тарелки, рюмки, характерные национальные топорики, шкатулки; красочная, радостная гуцульская керамика, которую мало-мальски знающий человек сразу отличит от любой другой по традиционному сочетанию трех цветов – светло-желтого, зеленого и коричневого. Чего только не делают гончары: кувшины и кувшинчики, вазы, горшки, блюда, подсвечники, печные изразцы – всего не перечислишь.
Во всех изделиях как-то исподволь, незаметно присутствует, передается красота Карпатских гор. Это ведь даже не горы в обычном нашем понимании, а скорее пологие холмы, на которых разбросаны одинокие домики, тянутся сетки тропинок. Такие же скромные, цветные, но не кричащие вещи выходят из рук мастеров.
Особенно это видно в ковроткачестве, и лучше всего, пожалуй, в знаменитых гуцульских лижниках. Лижник – ковер с большим ворсом. Когда-то он украшал стену, но постепенно стал служить покрывалом на кроватях, а теперь даже «сполз на пол», как говорят мастерицы-лижникарки. Долго и трудно рождается такой лижник, но и долго радует потом глаз. Делают его на специальных станках, но вот одна стадия изготовления особенно поразительна. Готовый ковер много часов моется, чтобы шерсть на нем уплотнилась, приобрела характерный пушистый вид (волосок к волоску) и чтобы как можно дольше потом не сваливалась. Очень любопытен этот процесс. На горной речушке устроено сооружение, отдаленно напоминающее водяную мельницу. Вода падает в специальную камеру, бурлит и клокочет там. И в этом «корыте» мечутся и сверкают всеми красками три-четыре лижника. Потом они сохнут на заборах вокруг мельницы. Красочные, радужные стоят заборы...
Что греха таить, некоторые ремесла в стране отмирают, ибо заняты ими только старики, а значит, у такого ремесла нет будущего. Совсем не то в Косове. И сыновья и внуки охотно перенимают дело старшего поколения. Есть даже специальный Косовский техникум народно-художественных промыслов имени В. Касияна, выпускающий ежегодно десятки будущих мастеров.
Значит, косовским ремеслам суждена долгая творческая жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.