Постановление ЦИК СССР от 6 февраля 1925 года – библиотеке присвоено наименование «Государственная библиотека Союза ССР имени В. И. Ленина».
В 1927 году правительство принимает решение о строительстве нового здания библиотеки...
Так началась новая история библиотеки, известной теперь каждому в стране.
Но перед тем, как перейти к рассказу об этой новой истории и о сегодняшнем дне библиотеки, давайте вспомним о небывалой засухе в древнем Египте. Не торопитесь удивляться: при чем, мол, тут засуха в Египте, да еще в древнем? Дело в том, что отчаявшиеся египтяне тогда отправились к мудрому Имхотепу, который в «доме папируса» справился в священных свитках, когда наступит пора дождей, и успокоил соотечественников. Как удалось Имхотепу так быстро разыскать среди тысяч свитков именно тот, который был необходим?
Мало собрать в одном месте книжные богатства, нужно уметь ими пользоваться, позаботиться об их учете и строгой систематизации. Казалось бы, это понятно любому школьнику, но...
Но этого не понимал, например, в середине XVIII века главный библиотекарь Российской Академии наук Шумахер, при котором книги хранились в шкафах безо всякой системы, а на видное место выставлялись издания в дорогих переплетах.
С этим не захотел мириться М. Б. Ломоносов. Он с гневом писал в Сенат о том, что ценность библиотеки заключается в книгах, а не в роскошных шкафах.
Гнев Ломоносова понять можно, но и поведение Шумахера вполне объяснимо. Ломоносов смотрел в будущее и видел перед собой «работающую» библиотеку, богатствами которой пользуются тысячи людей, а Шумахер – в недалекое прошлое, когда библиотеки были частной собственностью отдельных лиц и составление каталогов, строгий учет и прочее не было первейшей необходимостью.
Отказываться от устоявшихся представлений – дело сложное. И если мы будем самокритичны, то обнаружим, что в некоторых из нас до сих пор живет маленький шумахер. Если, например, в фильме нам хотят показать ученого, который собирается совершить открытие, то заставляют этого ученого ходить вдоль книжных полок, доставать то одну книгу, то другую, делать выписки... Дело, разумеется, происходит в личной библиотеке. Давайте задумаемся: сколько в ней может быть книг? Тысяча? Пять тысяч? Больше даже профессорская квартира вряд ли вместит.
Если не кинематографический, а настоящий ученый будет рассчитывать только на лично им собранные материалы, то открытие вряд ли вообще состоится. Подсчитано, что с того времени, когда Гутенберг изобрел печатный станок, в мире напечатано более 50 миллионов названий книг. Сейчас издается около 70 тысяч журналов, ежедневно выходит около восьми тысяч газет. Человек за свою жизнь может прочитать пять – семь тысяч книг. Вот и делайте выводы.
Однако это не приводит нас в уныние, прогресс не останавливается. Нам на помощь приходят работники библиотек, делающие все для того, чтобы книги выполняли функцию, которую так глубоко и образно сформулировал А.Герцен: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому... приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место». Библиотекари составляют каталоги, библиографические указатели и другие пособия.. Благодаря им мы можем за короткое время определить, какие книги, журналы, газеты нам необходимы для работы над той или иной проблемой, и – естественно – заказать эти издания в библиотеке.
Это пространное отступление потребовалось для того, чтобы перейти к рассказу о новом этапе в жизни библиотеки, в котором ее сотрудники много сил отдали именно составлению каталогов и налаживанию справочной службы. Каталог, справочная служба, инструкция – слова довольно скучные. И очень не хочется, чтобы за ними затерялась, смазалась та громадная роль, которую они играют. Ведь в результате их создания решались задачи поистине грандиозные. Во-первых, библиотека становилась действительно публичной, массовой, во-вторых, знания, заключенные в книгах, которые в ней хранились, переставали быть мертвым грузом. Книги начинали «работать».
В конце 1918 года в библиотеке было организовано справочное бюро, которое позднее стало справочно-библиографическим отделом. В 1919 году справок было выдано всего 290, через двадцать лет – в 1940 году – уже 45 тысяч, в прошлом году – более 150 тысяч.
Кто обращается за справками? На этот вопрос можно смело ответить: все. Правительственные учреждения, библиотеки, заводы, институты... Министры, рабочие, ученые, студенты... Сюда приходят, шлют письма, звонят по телефону.
Получить справку о книгах можно, разумеется, с помощью книг. Но книг особых – энциклопедий, справочников, библиографических изданий. Работники справочно-библиографического отдела пользуются Большой Советской и Малой Советской энциклопедиями, энциклопедическими словарями Граната, Брокгауза и Ефрона. Одно из последних поступлений – Советский энциклопедический словарь, отпечатанный на особой бумаге и содержащий 80 тысяч статей, почти столько же, сколько энциклопедия. Здесь же большое количество библиографических изданий всех континентов, среди них текущие отечественные библиографии – « Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», летописи рецензий, газетных статей.
Здесь знают все обо всем. Недаром когда мы становимся в тупик, то говорим: ну, видимо, придется идти в Ленинку! И там находим ответы практически на любые вопросы. Конечно, вопросы бывают разные. Даже любителя кроссвордов никто не упрекнет в том, что для того, чтобы найти правильный ответ, он решил пересмотреть десятки книг, больше того – ему помогут. Но большинство людей, обращающихся за справками, интересуются жизненно важными проблемами. В годы войны, например, от точно и быстро данной справки могли зависеть жизни сотен людей, успех боевых операций...
Но об этом, периоде в жизни библиотеки мы еще расскажем, а пока вернемся в тридцатые годы. Число читателей библиотеки тогда увеличивалось день ото дня. Появилась острая необходимость в строительстве нового здания. Был объявлен специальный конкурс, в результате которого приняли проект академика В. Щуко и профессора В. Гельфрейха. В мае 1930 года началось строительство нового грандиозного здания на территории, примыкающей к Пашкову дому. Возможно, слово «грандиозное» сейчас уже не точно, если сравнивать это здание с теми, которые строились позднее, как если бы сравнивать Днепрогэс и атомные станции. Но ведь новое здание начали строить тогда же, когда строился Днепрогэс.
Традиционные отношения читателя и библиотеки, когда тот приходил, запрашивал определенные книги, а библиотека выдавала их, уже не удовлетворяли потребности нового общества. Уместно вспомнить такой случай. К VIII Всероссийскому съезду Советов, на котором принимался план ГОЭЛРО, издали книгу, составленную из трудов, посвященных электрификации России. Каждый делегат получил по экземпляру. И по предложению Ленина была сделана вклейка такого содержания: «Ввиду крайней незначительности числа экземпляров этой книги убедительно просят товарищей, получивших ее, передать книгу по прочтении в местную библиотеку, чтобы по этой книге могли учиться рабочие и крестьяне».
Чтобы помочь рабочим и крестьянам учиться, необходимо было книгу пропагандировать. Как? Устраивать выставки, составлять рекомендательные списки, проводить лекции, консультации. Словом, использовать привычные для нас формы работы библиотек. Но привычные-то они для нас, а тогда это было почти революцией в библиотечном деле. Ведь не так много лет прошло с тех пор, когда книги в библиотеках приковывались цепью, как узники. Теперь делом чести для библиотекаря стало добиться, чтобы книга оказалась достоянием каждого труженика. Вернее, даже не достоянием, а рабочим инструментом, при помощи которого он, познавая мир, переделывал бы его.
Первые пятилетки страны были первыми пятилетками ее главной библиотеки. Страна училась и созидала. Библиотека училась и учила. В то время издавался такой журнал – «СССР на стройке». Библиотека имени Ленина тоже строила – новый мир и самое себя. Все было новым, обновлялась и библиотека.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.