До Октябрьской революции изобразительное мастерство киргизского народа развивалось лишь в рамках декоративно-прикладного творчества. Потребность выразить свое понимание гармонии, свое восприятие красок и линий находило выход в создании предметов быта, оружия, посуды, оригинальных вышивок, ковровых изделий, которые по-киргизски называются ала-кийиз. И сейчас в современной Киргизии продолжают жить эти ремесла. Молодые художники создают вышивки и ала-кийизы, не уступающие лучшим произведениям старых мастеров.
Вглядимся в ала-кийиз ошского художника Токтыгул Касымова «Караван». Фигуры верблюдов наделены пластической выразительностью. Сохраняя традиционный орнамент, работа поражает интересными живописными образами.
В отличие от декоративно-прикладного живописное искусство Киргизии еще молодо. Оно возникло лишь после Октябрьской революции. Время подсказало пути создания новых форм, поисков гармонии красок, линий, соответствующих национальным традициям, эстетическим принципам, рожденным народным творчеством.
Пейзаж занимает особое место в киргизском изобразительном искусстве. Он присутствует и в сюжетных полотнах, и в графических листах, и в изделиях народных мастеров. Такой интерес, видимо, объясняется не только красотой киргизской природы, но и особенностью жизни, быта, духовного склада. Сотни лет окружали киргиза-кочевника горы и долины, синева озер, безоблачное небо с раскаленным солнцем. Эта симфония многоцветья, разнообразных форм, бесконечно гармоничных и слаженных, проникала в сердца и возвращалась красочными узорами орнаментов, поэтическими холстами. На полотнах ошского художника Батыра Джалиева мягкие и строгие линии рельефа гармонируют со светлыми, пастельными красками. Тонкое восприятие природы определяет «настроение» картин «Холмы» и «Утро», выраженное особенностями колорита, композиционного построения пейзажей, придает полотнам Джалиева неповторимое своеобразие. В картине Асакена Бейшенова «Продотряд» на фоне тревожного пейзажа – спокойные фигуры едущих в повозке людей. Но было бы неверно считать, что пейзаж в полотнах молодых присутствует только или как остановленное мгновение красивого ландшафта, или как фон, чтобы усилить динамику жанровой сценки. Не только. Это и тема родины, любви к ней, к народу, это еще и возможность наиболее точно выразить свое чувство.
Высокого мастерства достигает портретная живопись киргизских художников. Сложный и интересный характер человека постигаешь, глядя на портрет актера Маниязова, выполненный художником Батыром Джалиевым. Образ, созданный джалиевым, словно говорит нам: как бы ни были глубоки и разноречивы человеческие страсти, у сильной и мудрой личности они будут всегда сосуществовать в гармонии.
Киргизское искусство с приходом молодых сил развивается быстрыми темпами. Весь его эмоциональный и образный строй – выражение национального характера киргизов, истоки его – в своеобразной природе края, в народном творчестве, давних его традициях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Областной центр научно-технического творчества: опыт и проблемы