На первое занятие пришли ко мне десять «гавриков». Более половины из них – на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. За мелкое воровство, кражу или ее попытку. Уже позже, когда мы хорошо узнали друг друга, спрашивал я у некоторых: «Зачем ты мопед чужой увел?» Ответы были простыми до наивности: «Покататься захотелось».
На той первой встрече попытался я увлечь ребят рассказом об истории авиамодельного спорта, да только вскоре увидел, что это для них ужасно скучно. С большим интересом они разглядывали на моей руке электронные часы. Еще больше оживились тогда, когда узнали, что я кандидат в мастера спорта, и стали разглядывать мои модели. Сразу и глаза загорелись и вопросы посыпались. Но чувствовалось. что до полного контакта с мальчишками – чтобы душа, как говорят, прикасалась к душе – было еще ой как далеко.
Больше всего мне тогда, в первые дни, хотелось, чтобы ребята поверили в свои силы, не опустили руки, ведь и «отпетые», несмотря на свою самоуверенность, могли все бросить, ощутив неспособность к кропотливой работе.
В конце декабря у нас была готова первая модель. Когда кружковцы вышли на школьный двор, запустили двигатель и провели по кругу кордовую модель, посмотреть на этот момент пришла не только вся школа, народ с микрорайона собрался. Юра Писаренков самостоятельно, без моей помощи, вел самолетик, на лице его сияла улыбка во весь рот. Честное слово, ради такой улыбки стоит жертвовать личным временем и отдавать ребятам свои вечера! Впрочем, насчет жертвы я написал неверно. Какая ж это жертва, если я каждый раз радость от общения с ребятами испытываю!
В тот день еще трое ребят научились «летать» самостоятельно. Через неделю «летали» все. Это была наша первая общая победа. Вот тогда я и почувствовал, как постепенно укрепляется душевный контакт с ребятами.
Прямо скажу, мои кружковцы – и сегодня не из первых учеников. «Гусыни» в дневниках у них не редкость. И причина тут вполне определенная. Если отец каждый день пьяный да и заодно с ним мать «прикладывается», кто ж будет за парнем присматривать? Учителя в школе за двойки пилят, а парня совсем другие проблемы мучают.
Ребят моих учителя называют «трудными». Да им и самим с собою трудно. Трудно на уроках, потому что ругают за плохую учебу, трудно дома – многие родители не интересуются, чем сын занимается, что у него на .душе. Значит, кружок должен стать тем местом, где ребята не будут чувствовать себя последними. Надо попытаться утвердить моих «трудных» в мысли, что они способные ребята, способности их на свет вытащить. Посмотрел недавно дневник у Толи – двойки по математике. Незнание предмета дремучее, запущено все. «Нет, – ухмыляется, – не осилю, бестолковый я». «Осилишь, давай-ка вместе голову поломаем», – говорю. И начинаем характеристики модели смотреть, одну формулу за другой просчитывать. Через месяц признается: «Геннадий Николаевич, вот такая математика мне нравится». После этого признания стало легче с парнем разговаривать, кажется, он увидел во мне не только руководителя кружка, но старшего товарища.
Когда первые модели моих кружковцев поднялись в небо и мы приняли старт в соревнованиях, завод помог нам приобрести кое-какие материалы и миниатюрные моторчики. Вот с ними-то однажды и случилось ЧП. Вдруг я обнаруживаю, что один моторчик пропал. На занятия пришел расстроенный, не дает покоя мысль: кто же это мог сделать? Ребята мое состояние сразу заметили, и пришлось объяснить его причину. «Не волнуйтесь, – говорят, – мы моторчик найдем ». Уже на следующем занятии Толя протянул мне коробку с мотором. Выяснилось, что он и обнаружил похитителя. Был у ребят с воришкой серьезный разговор. Результат этой истории оказался очень важным для кружковцев: впервые ребята, десятки раз сами совершавшие мелкие кражи, задумались над такой привычной фразой:
«Брать чужое нельзя». «Я же не украл, просто взял на время», – твердил похититель, но ребята ему не верили, потому что уж они-то прекрасно знали, что скрывается за этим «на время». Больше подобных бездумных поступков в авиамодельной лаборатории не было. И про мальчишек моих никто теперь не говорит в школе, что они мелкие жулики».
...Кружковцы, конечно, гордились первыми своими моделями. И больше всего им хотелось, чтобы творения их рук увидели родители. Однажды подходит ко мне Эдик: «Геннадий Николаевич, можно, я модель родителям покажу?» Через несколько дней является расстроенный, показывает сломанную модель. «Что случилось?» – спрашиваю. Стесняясь, рассказывает. Оказывается, принес он самолетик домой, поставил на полированный сервант, чтобы лучше смотрелся. Мать вечером с работы пришла, увидела и швырнула модель в угол. На серванте ваза хрустальная должна стоять, а тут деревяшка какая-то. Меня в этой истории больше всего поражает то, что сама эта женщина, оказывается, работает строителем, как говорится, созидает, – и вдруг такое наплевательское отношение к тому, что ее сын своими руками смастерил. Неужели не понимает человек, как важно в таком случае похвалить сына, поддержать его интерес к творчеству? Ведь парень действительно так расстроился, что чуть ли не решил бросить занятия в кружке: как же так, мать, мнение которой он ценил, сочла его увлечение глупостью. Ну, мальчишку после этого мне кое-как удалось приободрить. А вот с отцом и матерью его состоялся у меня серьезный разговор. Думаю, удалось их убедить, что в кружке мы не в бирюльки играем, что увлечение ребят достойно уважения.
Подросток постоянно нуждается в одобрении со стороны взрослых. Школьные учителя говорят, что мальчишек, занимающихся в авиамодельном, просто нельзя узнать. Они готовы с утра до вечера корпеть над своими самолетами, о прежних своих «компаниях» стали забывать. Я хвалил ребят за старание. На районных выставках детского технического творчества наш кружок дважды признавался лучшим, а весной прошлого года занял третье место на городской выставке. В то же время все мои десять «трудных» стали комсомольцами, до этого, естественно, были сняты с учета в инспекции по делам несовершеннолетних.
...Когда вечером проходишь по школьным коридорам, слышно, чем живет каждый, кабинет. В школе с продленным днем ребята бывают дольше, нежели в обычной. Вроде бы школьная обстановка должна надоедать. Тем не менее, когда выучены уроки, многие остаются на занятия кружков. Их сейчас тринадцать. Руководят ими члены нашего заводского педагогического отряда. Контролер ОТК Нина Семенова ведет кружок атеистов, учитель Александр Гридасов – музыкальный, инженер Юрий Харченко открывает ребятам премудрости шахмат, воспитатель группы продленного дня Людмила Астапова занимается с любителями танца, бухгалтер Светлана Давыдова и инженер Людмила Москалевич взяли на себя проведение дискотеки, член заводского комитета комсомола Николай Журавлев организовал драматический кружок, преподаватель политехнического института Борис Лукьянченков объединил ребят, интересующихся радиотехникой, слесари Алексей Денисов и Александр Барыбин руководят штабами «Юный друг милиции» и «Юный дзержинец». С приходом в педотряд инженера Тамары Емельяновой родился школьный клуб «Поиск», члены которого недавно выступили с идеей воссоздать историю завода «Счетмаш».
По-моему, народ подобрался в комсомольском отряде отличный, хотя еще не у каждого все получается. Драмкружок, например, в самых настоящих муках рождается. У Коли Журавлева пока одни вопросы: что ставить, как ставить, почему мальчишек в кружок не затащить? Когда-то еще придет успех, хватит ли у руководителя терпения?
Мне не нравится цифровой подход к оценке воспитательной работы и все же две цифры не могу не записать. За последние два с половиной года число учащихся школы № 15, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, сократилось с пятнадцати человек до пяти. Это значит, что наш заводской педагогический отряд набирает реальную силу.
В начале этого учебного года в авиамодельной лаборатории занималось уже 60 человек. С такой командой одному управляться стало трудновато. Я подумал: а может, попробовать, как в семье, где старшие братья обучают младших. На одном из занятий спросил: «Ребята, а вы никогда не думали, что оставите кружку после себя? Вы уйдете, а мне опять начинать все с нуля?» «Нет, – говорят, – нам тоже хочется кого-нибудь научить модели строить, но мы не знаем, получится ли у нас». Вот это я и хотел от них услышать. Теперь занятия с малышами веду не я. а старшие кружковцы. Они прекрасно и об истории нашей лаборатории рассказывают и о том, на какие средства что покупалось, и чему можно обучиться в кружке. А я заметил поразительную вещь: ребята, которых еще недавно называли «трудными» (очень не люблю это слово, оно ставит клеймо на подростка, да и взрослых приучает к шаблонному подходу к сложностям характера этих ребят), вдруг обнаруживают интерес к педагогике. Ведь обучение новичка – это не простая передача навыков, а самая настоящая наука педагогика. И мои парни азы этой науки постигали на собственном опыте.
Жаль, что пока не все у нас на «Счетмаше» понимают, какая тесная взаимосвязь существует между работой педагогического отряда и жизнью завода. Мне, например, приходится слышать: «И чего ты, Гена, все в школу бегаешь? Если о будущих кадрах заботишься – так это несерьезно. Вот придут выпускники на завод, будем тогда их воспитывать рабочими людьми». И не понимают эти бодрые оптимисты, что когда недавний школьник придет на завод, его уже не воспитывать, а перевоспитывать придется. Бывает, человек отцом семейства стал, у него уже свой ребенок растет, а коллектив все к разгильдяю ключики подбирает, воспитывает. Не смешно ли? Растить, воспитывать человека должны не только семья и школа. И от нас, молодых рабочих. зависит тоже, кто придет трудиться на наш завод завтра.
И все-таки с каждым днем у нашего педагогического отряда появляется все больше и больше сторонников. Очень поддерживают нас и партийный комитет и комитет комсомола. Не так давно проводили анкетирование по крупным цехам. Сорок семь молодых рабочих пожелали вступить в педотряд. Конечно, приняли мы далеко не всех. «Что ты умеешь, чему можешь научить детей, какой кружок хотел бы вести?» – вот те вопросы, на которые должен обстоятельно ответить будущий член педотряда, зачислен в отряд он будет только по рекомендации первичной комсомольской организации.
...Вчера имел долгую беседу с двумя новыми руководителями школьных кружков. Игорь Шумаков будет вести кружок прикладного искусства, инженер Наталья Попкова кружок художественного вязания. В перспективе – открытие мотокружка. Руководителя уже подобрали, теперь все хлопоты наши – о материальной базе.
Геннадий ЕРЕМЕНКО, регулировщик курского завода «Счетмаш»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.