Узоры Полхова–Майдана

Игорь Константинов| опубликовано в номере №1313, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Кому тарарушки? Тарарушки», – зазывала румяная женщина в тулупе. Перед ней на прилавке лежали разрисованные красками деревянные копилки, коробки, матрешки и пистолеты. Несколько раз щелкнув курком и выстрелив пробкой из-под бутылки – она была привязана к рукоятке с цветочным орнаментом, я начал умолять купить мне игрушку.

Во дворе мои приятели завистливо смотрели на деревянное оружие, каждый хотел подержать его, пострелять. Я рассказал друзьям, что мне купили пистолет на рынке, и вскоре все мальчишки нашего двора были «вооружены».

Так впервые я познакомился с умельцами из Полхова-Майдана. Конечно, в ту пору я не подозревал, что есть на свете такая деревня, где режут из дерева всевозможные вещи и расписывают их.

Бывшая Нижегородская губерния с давних пор славилась художественными ремеслами. В Полхове-Майдане тоже жили рукодельные люди – они делали поначалу некрашеную деревянную посуду. Возами отправляли ее на ярмарки.

Мастеровые всегда были смекалистыми людьми. Чтобы посуда пользовалась большим спросом, позже начали ее выжженным орнаментом украшать. Для этого стали заводить в Полхове-Майдане выжигательные аппараты, они работали с помощью бензина.

В 20-х годах по выжженным бороздам попробовали краску класть. Получилось неплохо. Но вскоре от этого метода отказались, стали украшать изделия только с помощью тонкой кисти – расписывать их.

Замела зима дороги, запорошила леса, принарядила деревни. Все они очень красивы в эту пору. Но, пожалуй, на юге Горьковской области красоты лучше Полхова-Майдана не отыскать. Добротные дома разбежались во все стороны, поднялись на косогоры, спрятались в оврагах, выстроились на ровных местах. Дома как дома. Но похожих среди них нет. У каждого своя архитектура, своя раскраска. Окна смотрят на деревенскую улицу из обрамления резных наличников. Диву даешься, откуда столько фантазии у мастеров берется. А она у них неисчерпаема – заборы в деревне и те не похожи друг на друга.

Сейчас в этих местах создано художественное объединение «Полхов-майданская роспись». Его головное предприятие находится в райцентре – в Вознесенском.

Долог и не прост путь полхов-майданской «тарарушки». Сначала художники ее придумывают – рисуют карандашами, потом вырезают из дерева и расписывают. Ну а после того, как она «удалась» и одобрена художественным советом, начинаются тиражные выпуски.

Сухое дерево попадает на токарные станки, сырое для этого не годится – оно высыхает и трескается. Завивается, бежит из-под резца душистая стружка. Гладкие, струганые заготовки – вазы, подставки, ковши – ложатся на верстак у токарного станка. А он шумит и точит неутомимо целый день. Когда-то все это делали вручную, с помощью немудреных инструментов – пил, стамесок, ножей, полировочных шкурок.

Потом заготовки попадают к грунтовщикам. Они их делают белоснежными. По всей внешней стороне грунт кладут. Ни один миллиметр дерева нельзя пропустить, краски без него будут плохо ложиться, не «загорятся» тогда они.

Сухие, загрунтованные заготовки приходят к мастерицам-раскрасчицам. Они-то и должны оживлять их полхов-майданской росписью. Ее не спутаешь ни с одной из известных школ этого традиционного в России вида искусства. Свой стиль у нее – графический, свои краски – их берется немного, и обязательные для каждого изделия орнаменты, куда непременно вплетаются яркие цветы и сочные листья.

Затвердела как следует краска, и все коробочки, матрешки, пистолеты, грибки, ковши, вазы отправились в лакировочную баню. Оттуда они выходят яркими, расфранченными, пахнущими деревом, лаком, красками.

Все изделия полхов-майданских мастеров имеют прикладное назначение. Для иголок, ниток, штопки – грибы, солонки на любой праздничный стол можно ставить, своим нарядом они его только украсят, вазы – для карандашей, разделочные доски – сами за себя говорят.

Горят на полхов-майданских «тарарушках» яркие узоры, идет слава об их создателях по земле.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Три версии

Повесть