Что отдаешь – твое

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1227, июль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

И он вспомнил случай, когда какой-то пятиклашка, собрав у себя дома все, что было сделано из металла, вплоть до ложек и вилок, приволок в школу, потому что классу не хватало нескольких килограммов, чтобы занять первое место и получить право поехать летом на экскурсию в Ленинград.

Этой короткой разрядки хватило на то, чтобы дальше разговор членов бюро с ответственными за сбор металлолома шел уже почти по душам. Говорили об ошибках, о том, как по ходу дела их исправить, даже обсудили неожиданно возникшие у самих приглашенных прожекты того, как лучше использовать вырученные от сдачи металлолома деньги.

Какими мерками, каким барометром определить, является ли райком влиятельным органом комсомольской жизни? Без ответа на этот вопрос было бы трудно представить всю многогранную организующую и воспитательную роль райкома комсомола.

Но ясно одно. То, что прежде всего он должен строить свою работу не только как собиратель фактов о деятельности первичных организаций, но и сам вдумчиво, конструктивно руководить ими. Конечно, такая работа требует и большей тщательности, внимательности, собранности от каждого райкомовца. Хотя в повестке дня остается еще и множество вопросов внутрисоюзной жизни. Как же найти выход из такого, прямо скажем, нелегкого положения?

Выход есть – он во всемерном привлечении к комсомольской работе способных, думающих, влиятельных активистов.

Опора райкома, его актив – те 80 комсомольцев, которые на районной конференции избраны членами райкома. Это от их самостоятельности, умения думать и действовать, не дожидаясь указаний свыше, зависит авторитет комсомола во всех сферах производства и жизни.

Позвонили из райкома партии и попросили кого-нибудь из секретарей зайти по вопросу участия молодежи района в субботнике на готовящейся к открытию новой станции метро. Михаил извинился и вышел из кабинета. В окно падал прозрачно отфильтрованный свет яркого, солнечного дня. Оставшийся со мной Андрей Марченко по телефону напоминал о предстоящем походе молодежи района по местам революционной, боевой и трудовой славы Харьковщины, посвященном 60-летию ВЛКСМ, распекал кого-то за плохую работу в заводском общежитии.

Когда и с ним зашел у нас разговор о методах, при помощи которых райком руководит первичными, он сказал:

– Комсомольская работа немыслима без творчества. А творчество – это постоянная работа с комсомольским активом. И через него – с массой комсомольцев. Именно это сегодня задача дня для нас.

– Знаешь, для меня всегда радостно видеть, как кто-то из членов райкома, кого мы совсем недавно выдвинули на комсомольскую работу, на твоих глазах растет, мужает, становится настоящим вожаком молодежи. И это чувство я испытал совсем недавно, побывав на заседании комитета комсомола завода железобетонных изделий.

Длительное время эта комсомольская организация была у всех в районе притчей во языцех: и кадры там были нестабильные, и собрания проводились нерегулярно, и работа, соответственно, шла кое-как. У себя в райкоме мы постоянно думали, как укрепить эту организацию. Узнали, что трудится на заводе Женя Гринько, молодая девушка, недавно принятая в партию. Решили мы рекомендовать ее секретарем комитета комсомола. Сам я бываю там два-три раза в месяц: Женя секретарь молодой, опыта еще не хватает, и потому ей особенно нужна наша помощь. Пришел на заседание комитета. Слушали персональное дело электросварщика, недавнего выпускника ПТУ Пети Б. Комсорг цеха, парень решительный и прямой, держал обвинительную речь, из которой стало ясно, что Петр, отгуляв положенный отпуск, прихватил еще две недели, короче, прогулял. Кроме того, обрисовал парня как лентяя, сачка и вообще личность общественно некоммуникабельную. И сообщил, что, поскольку все меры воздействия на него уже исчерпаны, комсомольская группа ходатайствует об исключении из комсомола.

Заседание вела Женя. Выслушав комсорга, она сказала, что по-своему комсорг и группа правы и Петр, конечно, достоин самого сурового наказания. Но что, если попробовать не наказать, а изменить человека, спросила она членов бюро. Ведь исключить из комсомола – значит навсегда потерять парня для коллектива. Кроме того, это говорит о бессилии комсомольцев, их нежелании заниматься воспитанием не такого уж и конченого человека.

А парень, между прочим, вызывал даже какие-то симпатии. Он чистосердечно признал свою вину и заверил, что больше никогда не оступится, если ему поручат какое-то дело. И тогда Женя, поверив, наверное, больше собственной интуиции, чем заверениям Петра, сказала, что она берет дальнейшую его судьбу под личную ответственность. Не согласиться со своим секретарем члены бюро не могли, однако вынесли Петру выговор, а в решении бюро записали: через полгода снова рассмотреть поведение комсомольца.

Первым делом, к которому Женя привлекла своего подопечного, было оформление стенгазеты. Потом Петр увлекся настольным теннисом, стал даже руководить секцией в общежитии, а вскоре его избрали комсоргом участка. Сегодня он не только хороший производственник, но и активный комсомолец, настоящий вожак молодежи. И думается, это победа не столько его, Пети Б., над собой, сколько победа Жени Гринько, которая сумела проникнуть во внутренний мир подростка и спасти его от беды, прочно поставить на ноги и сделать настоящим человеком. Как писал Шота Руставели: «Что отдаешь – твое, что скроешь – то потеряно навек».

Стиль работы... Эффективность... Качество... Все чаще встречаются эти слова в повестках дня комитетов комсомола, причем не в контексте по поводу производства, а чаще применительно к организаторскому, управленческому труду. Актуально и настойчиво звучит обращенное к комсомольским работникам требование XVIII съезда ВЛКСМ «учиться у партии ленинскому стилю в работе... осуществлять перспективное комплексное планирование, повышать эффективность используемых средств, форм и методов воспитания».

Сегодня «организовать» какое-либо мероприятие несложно. Сложнее «управлять» повседневной, а потому и более незаметной работой в первичных комсомольских организациях. В Орджоникидзевском районе их 81, и все находятся друг у друга на виду, ибо райком придерживается строгого правила: полная и подробная информация об успехах одних и неудачах других. Короче, гласность, ведущая к тому, что успехи передовиков вдохновляют отстающих, а неудачи... неудачи заставляют тут же извлекать полезные уроки.

Взять, к примеру, плиточный завод. Керамический цех, где большинство рабочих – молодежь, работал неровно, план давал с перебоями. Да и какой ценой? Работа у ребят тяжелая, оборудование старое, часто выходило из строя, поэтому что ни конец месяца, то аврал. О соревновании и говорить не приходится: две комсомольско-молодежные бригады еле вытягивали свои соцобязательства.

В райкоме обо всем этом знали и... думали. Думали над конкретными способами и решениями, которые стали бы реальной помощью заводским комсомольцам и не показались им навязанными сверху, а потому чужими.

Поначалу составили комиссию из трех членов райкома – рабочих ребят с соседних с плиточным заводов. После детального знакомства с положением дел в цехе комиссия представила бюро райкома справку, из которой следовало, что ни в решении производственных вопросов, ни в общественной жизни комсомольцы своего влияния не оказывают. Молодые рабочие разбросаны по разным участкам, показатели их труда скрываются за валом общей продукции, а о премиях ребята и слыхом не слыхивали.

Когда на бюро членов комиссии спросили, каковы их предложения, те в один голос заявили, что положение можно исправить, если создать из молодых рабочих несколько новых комсомольско-молодежных коллективов. Присутствовавшая на бюро секретарь комитета комсомола завода Лида Цукова неожиданно призналась, что ребята из керамического и сами хотели бы сознать комсомольско-молодежную бригаду, да уверены, что цеховое начальство их не поддержит.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены