Небосвод под крышей

Слава Тайнс| опубликовано в номере №1311, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Издали это сооружение похоже на купол планетария, однако из-за отсутствия отверстия для телескопа можно сделать поправку и принять его за купол небольшой цирковой арены. Алюминиевые ромбики облицовки, как ячейки гигантской сетки, накрыли сферический каркас, упирающийся в прочный фундамент. Внутри этого необычного здания нас ожидают чудеса. Не цирковые, конечно, но не менее поразительные: здесь смонтировано... небо. Почти две тысячи различных источников света позволяют имитировать условия естественного освещения в любое время суток. И когда стоишь под мощным световым потоком на небольшой, диаметром в пять метров, круглой арене, чувствуешь себя как в знойной пустыне. Однако к чему вся эта иллюминация, от которой здесь можно получить даже солнечный удар?

Этот вопрос я задавал себе, когда еще подходил к светотехническому корпусу Научно-исследовательского института строительной физики Госстроя СССР, а затем совершил экскурсию в «поднебесье». В здании «Искусственного небосвода», как назвали свое детище авторы необычного сооружения, еще пахнет свежей краской. По окружности новой лаборатории выстроились, не соблюдая строевого порядка и ранжира, шкафы, начиненные электронной и электротехнической аппаратурой. Усадив меня за пустой канцелярский стол, еще хранящий следы отделочных работ, Виталий Боленок, начальник лаборатории «Искусственный небосвод», тоном опытного экскурсовода рассказывал мне о задачах нового научного подразделения.

– Наша лаборатория родилась, образно говоря, на острие проблем, которые с каждым днем становятся все более актуальными. С одной стороны, это проблема современного строительства, вернее, рационального проектирования жилых и промышленных зданий с точки зрения их лучшего освещения. С другой – проблема экономии электроэнергии.

Купол для исследований световой среды давно существовал в светотехническом корпусе института. Но выглядел он карликом по сравнению с нынешним, был примитивен по конструкции, неудобен и неэффективен в эксплуатации. Сегодня с высоты своих достижений авторы «Искусственного небосвода» называют его «доисторическим». А тогда ломали головы, как оторваться от дедовского метода и выйти на уровень исследований, отмеченный печатью бурного научно-технического прогресса. И в этом творческом поиске образовалась целая когорта ученых. Свое веское слово сказал и директор института, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР Валентин 'Алексеевич Дроздов, сам принявший участие в проектировании т строительстве купола.

Выбор руководителя будущей научно-экспериментальной лаборатории пал на Виталия Боленка: окончил МЭИ, защитил диссертацию по технологии производства источников света, занялся прикладным делом – строительной светотехникой. Боленок хоть и не был строителем в прямом смысле слова, но смело взялся сформулировать заказ, разработать техническое задание проектировщикам. Идея носила еще абстрактные формы, и надо было облечь ее в алгоритмы, очертить контуры. Это и сделал Боленок, а специалисты института «Тяжпромэлектропроект» сделали рабочие чертежи первенца, открывающего новый век в строительной светотехнике.

– Проект – это лишь полдела, – вспоминает Виталий. – Надо было, как говорится, довести его до ума. Этим мы и занялись с научным сотрудником Константином Люцько.

Они влезали во все мелочи монтажа, контролировали каждый шаг электротехников, сами собирали сложную схему источников света. Пришлось им и поездить по стране в поисках необходимой светотехники. Конечно, они были не одиноки. Валентин Алексеевич Дроздов не сводил глаз со «стройки номер один», как шутя окрестили этот объект, которому директор уделял усиленное внимание. Когда началась отладка смонтированного «небосвода», в лаборатории появились еще два новых сотрудника. «Организовываем землячество», – пошутил Виталий, принимая на работу выпускника родного МЭИ Игоря Пивоварова и вечерника того же института Павла Тило. Действительно, получился квартет мэистов, но главное, что образовался коллектив единомышленников, искренне преданных новому делу.

Собственно, название «Искусственный небосвод» условное. По существу, под алюминиевым куполом с помощью мощных источников света можно создавать три световые модели: искусственное небо, солнце и землю, которая ведь тоже испускает отраженный свет. На все три модели, кстати, получены авторские свидетельства. Все эти три состояния нужны для имитации солнечного, обычного или пасмурного дня в различных широтах. Но для чего?

– В этом-то и весь секрет, – пояснил Виталий, когда мы поднялись на площадку под «небосводом», и показал установленный на круглой арене макет многоэтажного жилого дома. – Мы исследуем, как освещаются комнаты дневным светом в разное время дня и как, исходя из проекта, лучше расположить само здание. Лаборатория должна давать рекомендации по каждому конкретному проекту: на каком «безопасном» расстоянии друг от друга лучше расположить здания, чтобы избежать затенения, какие комнаты лучше проектировать для большего использования естественного, а не электрического освещения.

Когда купол был смонтирован, перед молодыми исследователями остро встала проблема точного и быстрого замера всех световых параметров в различных режимах работы системы «Искусственный небосвод». В отечественной светотехнике они не нашли измерительных приборов, соответствующих их требованиям. Виталий с Костей взялись за разработку автоматизированной светоизмерительной системы и компьютерного блока обработки поступающих от фотоэлементов данных. И вдвоем сработали центр приема информации и выдачи конечного результата в цифровом выражении и на перфоленте. Приспособив электрические измерительные приборы, они смогли заставить их стать чувствительными к свету, а затем увязали друг с другом в систему и вывели на ЭВМ и дисплей.

Уникальное сооружение «Искусственный небосвод» принято Государственной комиссией с отличной оценкой и уже начало обслуживать проектные организации страны. И теперь каждый день на окраине Москвы «работает» небо. Вокруг сверкают снега, торопятся лыжники к ближайшему лесу, а под куполом «Искусственного небосвода» сегодня имитируется освещение, скажем, летней Ялты.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Слезы и лавры

Документальная повесть