Если говорить о самой сильной стороне ленинградского опыта, то она – в комплексном подходе к решению проблемы «трудных». Понятие «комплексность» в данном случае имеет очень широкий аспект. Во-первых, организационный. В настоящее время в городе при жилищно-эксплуатационных конторах функционируют более 330 детских и подростковых клубов, в которых работают различные кружки и спортивные секции. В них занимается более ста тысяч несовершеннолетних. С 1967 года в штаты жэков введена должность педагога-организатора, в обязанности которого входит организация досуга детей и подростков по месту жительства.
В каждом административном районе города действует свой подростковый клуб, на базе которого во время летних каникул за городом организуется военно-патриотический лагерь. Летом часть «трудных» включается в студенческие строительные отряды или в комсомольско-молодежные трудовые лагеря, выезжающие на работу в сельские районы области.
Широта «охвата» – только одна сторона дела. Все эти многочисленные клубы с громкими и обязывающими именами: «Фрунзенец», «Прометей», «РВС», «Каравелла», «Оптимист», «Мужество» – не имели бы такой популярности, если бы они не предлагали подросткам того, что те ищут.
Разговаривая с начальником одного из них, я спросил, почему есть секция самбо, а нет, допустим, баскетбольной.
– Так решили ребята: когда было организационное собрание секции, большинство проголосовало за самбо. И мы пригласили тренера-самбиста, кстати, мастера спорта.
Позже я поинтересовался у тренера, много ли в секции перспективных ребят.
– Задатки борцов есть у одного-двух. Остальные никогда не станут хорошими спортсменами.
И, упреждая мой вопрос, продолжал:
– Но нас и не особенно волнует, станут ли наши воспитанники чемпионами, призерами, разрядниками или нет. Мы не спортивное общество, где ставку делают на подготовку классных спортсменов, а потому принимают в секции одних одаренных. Наш критерий: хочешь заниматься самбо – приходи и занимайся, научим приемам, поможем «накачать» силу. Главное, чтобы мальчишка знал, что у нас он может с интересом и пользой провести свое свободное время.
И еще два слова о комплексном подходе. В Ленинграде проблема «трудных» решается совместными усилиями многих организаций. Достаточно сказать, что постановления об усилении воспитательной и профилактической работы с детьми и подростками принимаются совместно комиссией по делам несовершеннолетних Ленгорисполкома, бюро горкома ВЛКСМ, секретариатом Облсовпрофа, коллегией Главного управления внутренних дел.
Было бы большой смелостью утверждать, что уже найдены все средства, которые помогут в ближайшее время окончательно разрешить проблему «трудных». Воспитание – это процесс, и процесс сложный. Перевоспитание – тем более. Планировать точный срок, когда проблема будет «закрыта», сдана в архив и так далее, крайне рискованно и неоправданно оптимистично. Но положительный сдвиг ощутим, а накопленный опыт дает интересные примеры. Об одном хотелось бы рассказать.
О Сергее Алексееве пишут много. Я понимаю своих коллег: приятнее всего писать, когда есть материал.
Я встретился с Алексеевым у него дома. Письменный стол в одной из комнат завален книгами, анкетами, брошюрами: Алексеев заканчивал диссертацию, которую условно назвал так: «Способы комплектования групп «трудных» подростков с целью перевоспитания в условиях временного коллектива».
– Окончательно переквалифицировались в педагоги? – спрашиваю я.
– За последние годы собрал такой материал, – говорит Сергей, – что он сам просится в диссертацию...
Идея создания летнего подросткового лагеря возникла в 1964 году. Сергей заканчивал тогда Ленинградский механический институт и был секретарем комитета комсомола.
– Шефство над «трудными» подростками Ленинского района города, – вспоминает он, – было одним из наших поручений. Свои обязанности мы выполняли добросовестно, но, честно говоря, практических результатов работа почти не давала. Мы организовывали при жилищных конторах секции бокса, кружки «Умелые руки» и тому подобные «беспроигрышные» вещи, но видели, что сплотить ребят, полностью отбить их от улицы, у подворотни не можем. И вот однажды секретарь парткома института Константин Максимович Раков говорит мне:
– Все, что выделаете, хорошо. Но попробуйте-ка выйти за привычные рамки и сделайте что-то более интересное для ребят…
Стали обдумывать это самое «что-то», и постепенно выкристаллизовалась идея летнего лагеря для трудных подростков. Почему лагерь? Во время учебного года «трудные» находятся хоть под каким-то контролем школы. Летом же подросток свободен от занятий и опеки учителей. Родители, даже если они сами и заботятся о его воспитании, целый день на работе. Получается: много времени, полная бесконтрольность и соблазны большого города. Лагерь мог заполнить этот вакуум свободного времени.
Весной 1965 года нашу идею одобрил райком партии. И с окончанием учебного года мы выехали на Вуоксу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.