Ткань, подражающая природе…

Елена Алексеева| опубликовано в номере №1143, январь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему меняются ткани? Что такое бесконечное чередование мод – повторение или каждый раз рождение заново? Пожалуй, и то и другое.

Нелегко придумать новую фактуру: до сих пор почитаются батист, бархат и прочие «старцы», а наша синтетика нередко лишь подражает давно известному. И если «мода на фактуру» – это в основном поочередное выдвижение в фавориты той или иной ткани, то совсем другое дело – «моды на расцветки».

Вернулась мода на крепдешины. Но попробуйте надеть крепдешин «из сундука» – сразу почувствуете: современная мода вас не признает. Те же цветочки, да не те. Подводит орнамент: выдают неведомые «потайные» линии.

Есть у этих линий особое, профессиональное название: «ходы». Это «специальное» словечко я услышала впервые от молодой художницы-текстильщицы Елены Степановой. Впервые я соприкоснулась с тем особым миром, где рождаются ткани. С особым потому, что здесь свой подход к изображаемому на холсте: ткань не просто рисуется, а «вырисовывается», рождается, проходя через несколько стадий. И стержень всего процесса, его главный обусловливающий фактор – поиск нового «хода». Что же такое «ход» и как его ищут?

На выставках тканей рядом с каждым образцом – его «прототип», соответствующий пейзаж или натюрморт. Это своеобразная фиксация натуры, с которой «списана» ткань. Художник ищет «ход» – новый прием, новый способ преобразования – превращения в ткань увиденного в реальности. Ищет «по цепочке»: природа – «портрет природы» (пейзаж, натюрморт) – ткань.

Со дня своего рождения ткань подражает природе. Лен – это чаще всего лаконичные пастели северных морей. Квадраты индийских платков заселяются обыкновенно целыми джунглями во главе с местным царем зверей – слоном. Бархат: черный – земля, зеленый – трава, синий – небо. Вспоминается традиционное: «облака газа», «водопады шелка» – воздушные и водные струи.

Струи – струение, ниспадание складок. Это от воды. А растительный орнамент намекает на второго «предка» – растение.

...На голубом – прозрачные белые цветы. Голубое сгущение – это и ткань, и вода, и то ли прозрачные цветы плывут по воде, то ли цветы ушли под воду и, пропитавшись, слившись с нею, приобрели светящуюся прозрачность. Фактуры воды и цветка совпали и дали фактуру новую: возникла ткань. «Волшебные цветы» – переход к нетекстильным работам художницы. Размышление о сути и взаимоотношениях предметов в пределах создаваемой ткани перерастает в поиск более общих и глубоких пространственных и цветовых связей.

«Хочу объединить разнородное, найти момент его единства», – так определяет свою основную цель сама Елена Степанова. И, как нам кажется, в лучших своих работах художнице удалось достичь именно такого естественного и плодотворного единства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены