Почему меняются ткани? Что такое бесконечное чередование мод – повторение или каждый раз рождение заново? Пожалуй, и то и другое.
Нелегко придумать новую фактуру: до сих пор почитаются батист, бархат и прочие «старцы», а наша синтетика нередко лишь подражает давно известному. И если «мода на фактуру» – это в основном поочередное выдвижение в фавориты той или иной ткани, то совсем другое дело – «моды на расцветки».
Вернулась мода на крепдешины. Но попробуйте надеть крепдешин «из сундука» – сразу почувствуете: современная мода вас не признает. Те же цветочки, да не те. Подводит орнамент: выдают неведомые «потайные» линии.
Есть у этих линий особое, профессиональное название: «ходы». Это «специальное» словечко я услышала впервые от молодой художницы-текстильщицы Елены Степановой. Впервые я соприкоснулась с тем особым миром, где рождаются ткани. С особым потому, что здесь свой подход к изображаемому на холсте: ткань не просто рисуется, а «вырисовывается», рождается, проходя через несколько стадий. И стержень всего процесса, его главный обусловливающий фактор – поиск нового «хода». Что же такое «ход» и как его ищут?
На выставках тканей рядом с каждым образцом – его «прототип», соответствующий пейзаж или натюрморт. Это своеобразная фиксация натуры, с которой «списана» ткань. Художник ищет «ход» – новый прием, новый способ преобразования – превращения в ткань увиденного в реальности. Ищет «по цепочке»: природа – «портрет природы» (пейзаж, натюрморт) – ткань.
Со дня своего рождения ткань подражает природе. Лен – это чаще всего лаконичные пастели северных морей. Квадраты индийских платков заселяются обыкновенно целыми джунглями во главе с местным царем зверей – слоном. Бархат: черный – земля, зеленый – трава, синий – небо. Вспоминается традиционное: «облака газа», «водопады шелка» – воздушные и водные струи.
Струи – струение, ниспадание складок. Это от воды. А растительный орнамент намекает на второго «предка» – растение.
...На голубом – прозрачные белые цветы. Голубое сгущение – это и ткань, и вода, и то ли прозрачные цветы плывут по воде, то ли цветы ушли под воду и, пропитавшись, слившись с нею, приобрели светящуюся прозрачность. Фактуры воды и цветка совпали и дали фактуру новую: возникла ткань. «Волшебные цветы» – переход к нетекстильным работам художницы. Размышление о сути и взаимоотношениях предметов в пределах создаваемой ткани перерастает в поиск более общих и глубоких пространственных и цветовых связей.
«Хочу объединить разнородное, найти момент его единства», – так определяет свою основную цель сама Елена Степанова. И, как нам кажется, в лучших своих работах художнице удалось достичь именно такого естественного и плодотворного единства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.