В дни войны получило распространение выражение «сверхметкий стрелок». И вот во время очередной встречи Михаил Иванович неодобрительно говорит:
– Что это за выражение – сверхметкий стрелок? Что он, сверх цели, что ли, стреляет?
И продолжает:
– Люди не придают значения смыслу слов, стремятся к вычурности – «сверхметкий», – а приходят к бессмысленности.
Нельзя относиться к слову небрежно, заключил Калинин.
Умение самостоятельно работать с книгой, жажду познания, стремление отыскивать новое, проявлять живой интерес к политической жизни – эти качества комсомольская организация призвана воспитать у комсомольца так, чтобы они стали чертой его характера. Современная обстановка предъявляет высокие требования к идеологической работе. Глубоко прав был Михаил Иванович, когда призывал комсомол глубоко изучать революционную теорию, воспитывать в себе идейную убежденность.
В творческом наследии М. И. Калинина большое место занимают вопросы воспитания молодежи в духе советского патриотизма. Великая Отечественная война явилась решающей проверкой силы советского строя. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вобрал в себя главное, чем жил народ, его молодежь. В работе по пропаганде этого призыва почетное место принадлежит М. И. Калинину. Перечитывая сейчас статьи и речи М. И. Калинина военных лет, ощущаешь, сколь сильным было воздействие его слова, как он умел и в трудной обстановке вселять в своих слушателей дух революционного оптимизма, веры в Коммунистическую партию, в нашу победу.
Осенью 1941 года я ехал вместе с М. И. Калининым в Куйбышев. Естественно, что постоянной темой наших бесед была война против гитлеровской Германии. Мы условились, что по приезде в Куйбышев Михаил Иванович выступит на собрании комсомольского актива. Предполагалось, что с помощью газет, радио его выступление будет доведено до всех комсомольских организаций и станет хорошим мобилизующим фактором.
Собрание состоялось 12 ноября. Речь Михаила Ивановича слушали с исключительным вниманием. Это была действительно большевистская пропаганда задач комсомола, вытекающих из указаний Центрального Комитета партии.
«У меня теплилась надежда, что современное поколение комсомольцев, являющееся любимцем народа, – говорил он, – будет расти в более или менее спокойной обстановке, впитывая в себя знания и опыт.
Но вот, видите, на ваше поколение выпадают не менее трудные, а, пожалуй, еще более жестокие испытания».
Надо было слышать, с какой любовью и горечью были сказаны эти слова, как чутко восприняла их комсомольская аудитория.
На протяжении всех военных лет Михаил Иванович регулярно выступал перед молодежью. Если бы сейчас конспектировать эти его выступления, то вырисовался бы стройный план, в котором нашли бы отражение самые острые и самые важные проблемы работы комсомола в условиях войны.
Читатель помнит, вероятно, что система государственных трудовых резервов была создана по инициативе Центрального Комитета партии накануне войны против гитлеровской Германии. Председателем комитета работал Петр Георгиевич Москатов – бывший рабочий-металлург, прошедший большую школу партийной и профсоюзной работы. Вместе мы обратились к Калинину с просьбой – выступить перед работниками системы трудовых резервов и комсомольским активом.
Калинин согласился.
– В самом деле, трудовые резервы оказались в трудных условиях. Не успели они опериться – началась война. Теперь и учить надо и заказы для фронта выполнять.
С этого и начал Михаил Иванович свою речь. Заметив, что воспитание трудовых резервов – дело очень трудное, как он выразился, кропотливое, Калинин выдвинул три главных момента. Первое – надо подготовить более или менее квалифицированных рабочих. Второе – надо, чтобы новые эти кадры были достойным пополнением рабочего класса. Третье – надо учить будущих рабочих и одновременно брать заказы для фронта.
Обратим внимание на такое пожелание Калинина – надо, чтобы новые кадры были достойным пополнением рабочего класса.
Делясь со мной впечатлениями о том, как обсуждался в Центральном Комитете партии вопрос о трудовых резервах, Михаил Иванович подчеркивал: партия не может быть безразличной к тому, какими кадрами пополняется рабочий класс. Молодые рабочие должны быть носителями лучших революционных традиций российского пролетариата, в них должно быть высоко развито чувство собственного достоинства.
– В борьбе против эксплуататоров, – рассказывал он в другой раз, – пролетариат мог пойти на самые решительные действия. Но настоящий сознательный рабочий никогда не стал бы халтурить, работать кое-как. Звание рабочего не позволяло ему работать спустя рукава. Мы должны культивировать среди рабочей молодежи чувство профессиональной чести.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.