Замечательная закономерность: многие из учеников Колмогорова, обретая самостоятельность, начинали играть ведущую роль в избранном направлении исследований. И академик с гордостью подчеркивает, что наиболее дороги ему ученики, превзошедшие учителя в научных поисках.
Ну, а сколько же всего учеников у Колмогорова? Понимая, что ждать в ответ точную цифру попросту наивно, я все-таки не удержался и задал этот вопрос Колмогорову.
– Трудно сказать. Во всяком случае, на мое семидесятилетие вроде бы пришло никак не менее семидесяти учеников.
Это те, кто непосредственно работал с ним в той или иной области науки. Косвенных же его учеников теперь миллионы. Это школьники.
Вот уже десять лет он возглавляет программную комиссию по школьной математике. Да, прошло немало лет с того времени, как ученые Академии наук СССР и Академии педагогических наук начали разработку нового содержания образования. Десятилетие вместило в себя осуществление перехода к всеобщему среднему, да и реформа содержания, по существу, закончена. Конечно, предстоит во многом совершенствовать учебные пособия, особенно с методической стороны, это понятно. Совершенствование вообще процесс непрерывный.
Можно удивляться колмогоровскому подвижничеству, его способности одновременно заниматься – и небезуспешно! – сразу множеством дел: тут и руководство университетской лабораторией статистических методов исследования, и заботы о физико-математической школе-интернате, бессменным попечителем которой Андрей Николаевич является, и дела московского математического общества, и работа в редколлегиях «Кванта» – журнала для школьников и «Математики в школе» – методического журнала для учителей, и научная и преподавательская деятельность, и подготовка статей, брошюр, книг, учебников, и, наконец, бесчисленные выступления перед школьниками, студентами, учителями, коллегами-учеными. Откуда берется время?! Причем круг жизненных интересов отнюдь не замыкается чистой математикой, объединению отдельных разделов которой в одно целое он посвятил свою жизнь. Тут и философские проблемы, и история науки, и живопись, и литература, и музыка.
Есть особая примета человеческой неувядаемости. Интересуется ли имярек молодежью, волнуют ли его их проблемы? Если на это «нет времени», можно не сомневаться, что человек остановился в развитии, все, точка. И другая примета: как к тебе самому относится молодежь?
Колмогорова никогда не приходилось упрашивать выступить на студенческом диспуте, встретиться со школьниками на вечере. По сути дела, он всегда в окружении молодых. И снова тут взаимное обогащение. Его очень любят, к мнению всегда прислушиваются. Свою роль играет не только авторитет всемирно известного ученого, но и простота, внимание, духовная щедрость, которую он излучает.
Прослеживая творчество академика А. Н. Колмогорова, убеждаешься в том огромном значении, какое математическая наука играет сегодня во всех областях знания. Математические методы глубоко проникают во все клеточки нашей жизни. С давних времен человека волнует вопрос о возможности поверить алгеброй гармонию. Раньше это вызывало лишь сомнения. Но какое признание получили изящные математические исследования колмогоровской школы в ритмике русской и советской поэзии!
Мы привыкли думать, что математик – это тот, кто считает. Но не всегда себе ясно представляем, как интересны и неожиданны бывают результаты иных подсчетов и расчетов. Вот, например, некоторые расчеты Колмогорова:
«...автоматы все еще проигрывают человеку в шахматы. Чтобы просчитать все возможные варианты на пятнадцать ходов вперед, пришлось бы уставить машинами несколько планет нашей системы. А шахматисты разыгрывают самые длинные и запутанные партии, сидя за простым турнирным столом – без всякой посторонней помощи.
...что общего между ученым-математиком, решающим сложную задачу, и лыжником-слаломистом во время трудного, запутанного спуска с горы?»
Несколько неожиданный вопрос, не правда ли?
Однако оно есть, общее. И у того и у другого в эти минуты стремительно работает мысль, количество перерабатываемой информации в обоих случаях примерно одинаково.
Или взять споры об искусственном интеллекте. Может ли машина успешно заниматься творческой деятельностью и создавать шедевры в музыке, например, или поэзии? Позиция Колмогорова тут предельно четка: Прежде всего не следует бояться думающих машин. Страх перед ними давно пора заменить восхищением способностями человека, который не так давно радовался открытию простых арифметических закономерностей. Но, включившись в полемический спор, Колмогоров, называющий себя «отчаянным кибернетиком», не хочет отстаивать крайние точки, зрения, горячность в научном споре – плохой союзник. Поэтому, рассуждая вслух, он и роняет фразу: прежде чем ожидать от электронного творца литературное произведение, равное по силе «Войне и миру», следовало бы, видимо, запрограммировать всю историю развития человеческого общества и культуры.
Здесь могу сделать только один вывод, и читатели, должно быть, с ним согласятся: думаю, что юмор, пусть и сдержанный, тоже в определенной степени характеризует любого человека. Даже «отчаянных кибернетиков».
Нам было пора уходить. Садчиков обратился к Колмогорову с просьбой:
– Андрей Николаевич, надпишите, пожалуйста, книгу. Это приз для старшеклассника, победителя нашей школьной олимпиады.
Академик склонился над титульным листом и через минуту подал книгу. Там значилось следующее: «С пожеланием не потерять интереса к математике лет до 100. И далее... А. Колмогоров».
Мужчина помогал мальчику снять пальто. Мы поздоровались. И за минуту, предоставившуюся нам, познакомились и разговорились.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.