Живопись молодого азербайджанского художника Мир Надира Зейналова ярка, красочна и эмоционально насыщена. Но он не принадлежит к числу живописцев, работы которых призваны лишь ласкать или радовать глаз зрителя. У него более глубокие задачи, и заявил он об этом первой же появившейся на выставке картиной «Бахча».
Этот пейзаж не вызывает у зрителя чувства умиления или восторга, он заставляет задуматься о жизни земли, природы, призванной не только украшать наше существование, но и служить человеку. Подчеркнуто лаконичная композиция с высокой линией горизонта, строгие, лапидарные ритмы барханов, охристо-серый, как бы выжженный солнцем колорит – все это создает особую весомую тональность, требуя от зрителя серьезного и углубленного отношения к мысли художника: плодородие земли – это не данная свыше благодать, в нем труд и пот человека.
Художник продолжает тему плодородия, придавая ей в последующих работах черты символического обобщения. Он более крепкими узами связывает человека с землей, подчеркивая неразрывность этой связи. Другая картина Зейналова, так и названная – «Плодородие», развивает тему, придает ей более сильную эмоциональную окраску. Цвет говорит здесь в полный голос. Женская фигура, естественно и подчеркнуто неразрывно связанная с формами и ритмами дерева, как бы насыщена отблеском жгучего геокчайского граната. Глубокий ультрамариновый фон усиливает торжественно строгую звучность красок.
Проявившаяся в первых же картинах глубокая связь творчества художника с землей отнюдь не случайна: он живет и работает в селении Бузовны на берегу Каспия. Ему с детства знакома тяжесть и радость сельского труда, потому он далек от идеализации крестьянской работы и потому так- полнозвучно и убедительно умеет выразить чувство радости от нее.
С особенной силой этот эмоциональный настрой проявляется в портретах. Художник любит писать юность в сильных насыщенных тонах, с преобладанием звонкой киновари. Но, несмотря на яркость и раскованность письма, его портретам свойственна та же углубленность и строгая вдумчивость. Трепет юности, свежесть чувства в «Портрете Илашки» не заслоняют, а как бы подчеркивают внутреннюю наполненность и поэтичность образа.
Редкий азербайджанский художник не отдавал дань одной из генеральных тем национального искусства – теме нефтяников. Зейналов не представляет исключения, он предан этой теме глубоко и серьезно. В большой композиции «Отдых ремонтников» художника привлекает образ человека труда, его внутренняя духовная жизнь. Вглядитесь: лица группового портрета далеки от канонов классической красоты, но высокая одухотворенность, которую сумел почувствовать и передать художник, сообщает им особую жизненную красоту и привлекательность.
В первых же работах Зейналова ярко проявилась одна из главных особенностей современной азербайджанской живописи – сочетание реалистического рисунка с необычным, резко усиленным цветом. Такая верность национальной традиции говорит в пользу молодого художника. И хотя трудно гадать сейчас, как сложится дальнейший путь Мир Надира Зейналова, но с уверенностью можно сказать, что серьезность в выборе темы и вдумчивое отношение к человеку труда уже дали направление его творчеству.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.