Повесть
Напряжение и скованность наконец оставили Аню, ей задавали какие-то очень непринужденные, человечные вопросы, и душа ее откликнулась благодарностью и признательностью ребятам, которые решали сейчас ее судьбу. Теперь уже она чувствовала не только переполнявшее все ее существо волнение, но и радость, настоящее счастье оттого, что стоит в эти минуты здесь, перед членами бюро заводского комитета комсомола, которые не просто утверждают ей комсомольскую рекомендацию, а сердечно, от всей души напутствуют ее в ряды партии... Впрочем, до вступления в партию Анне Овдий еще целый год предстоит выдерживать испытательный срок кандидата в члены КПСС, и все-таки сегодняшний день особый. Потому что сегодня комсомол дает путевку в партию еще одной активистке, лучшей из лучших на Киевском радиозаводе, кавалеру ордена «Знак Почета», делегату XVIII съезда ВЛКСМ – Анне Овдий.
Конечно, все члены бюро давно знакомы с биографией Анны, но как отличается скупое слово официального документа от живого рассказа тех, кто ее знает по комсомольской работе, с кем она бок о бок работает в цехе, кто давал ей рекомендацию в партию. Заседание бюро шло своим чередом, и каждый из присутствующих видел перед собой не просто смущенную до пунцовости молодую девушку, а прежде всего человека, на которого может равняться комсомолия завода, человека, который на равных шагает в завтра вместе с самыми передовыми рабочими страны...
Как она пришла на завод? Можно сказать, случайно. До десятого класса Аня прожила в небольшом селе Браница, Черниговской области, куда даже из районного центра не ходил пассажирский транспорт, так что главным ощущением жизни для нее были необъятные просторы полей и пашен и бесконечные проселочные дороги, узкие, домашние, но так неудержимо манящие куда-то вдаль... Она никогда не сомневалась, что останется работать в родном селе вместе с матерью и отцом, вместе со старшим братом, как вдруг однажды из Киева приехала, в отпуск Шура Острянко, окончившая сельскую десятилетку годом раньше Ани. Она взахлеб рассказывала подругам о радиозаводе, где она работала монтажницей, с неподдельной гордостью сыпала названиями инструментов и материалов, с которыми ей приходилось обращаться: паяльник, обжигалка, канифоль, олово, кусачки, плоскогубцы... Аня слушала Шуру Острянко и отчетливо, почти с тоской понимала, что вот ей никогда в жизни не придется работать с такими инструментами, хотя в самом их перечислении было что-то непонятно влекущее, заманчивое и даже загадочное. Конечно, все эти ее ощущения были очень наивными, детскими, но зато совсем недетским оказалось неожиданное решение Ани тоже ехать в Киев и во что бы то ни стало поступить на радиозавод. Тогда она подумала так: раз мне кажется, что я не смогу там работать, я возьму и нарочно устроюсь на радиозавод, чтобы доказать самой себе, что я не тряпка и не трусиха... Вот так она оказалась в Киеве, на радиозаводе, ученицей монтажницы. Три месяца посвящала ее в монтажное искусство Нина Григорьевна Шут (низкий поклон ей за добрую науку!), а дальше Аня пустилась в собственное плавание. И вот тут ее заштормило: то запутается в техпроцессе, то вернут работу из ОТК. Работала и ревмя ревела: слезы капают на паяльник и с шипением испаряются. Кто ее поддержал в те минуты? Все та же Нина Григорьевна да еще мастер Донец Николай Илларионович. «Погоди, еще будешь ходить в передовиках...» – не раз говорил он. Но тут случилось совсем для нее страшное: почти одновременно вернули три ее работы – из лаборатории, из ОТК и из другого цеха по рекламации. Так она затосковала, что собралась в один час и уехала в родное село. Мать ее пожалела, поняла, приголубила, а приголубив, на другой же день собрала в дорогу: «Вот что, доченька, выбрала себе дорогу по душе, иди по ней до конца. Станешь мастером своего дела – уходи куда вздумается. А с полпути в нашем роду еще никто не возвращался...» И с этими словами Ульяна Ивановна отправила свою дочь в Киев. (Через пять лет, когда Аню наградят орденом «Знак Почета», ой как вспомнится им обеим трудная ночь их разговоров, вспомнится и отзовется непрошеной слезой взаимной радости...)
Именно тогда и узнал Аню Вячеслав Ковтун, давший ей ныне одну из партийных рекомендаций. 1971 год был для Анны Овдий годом испытания на прочность, и она выдержала это испытание, стала первоклассной монтажницей, а с 1973 года по нынешний день является неизменной победительницей социалистического соревнования в цехе. Вячеслав Ковтун не случайно дал Анне Овдий рекомендацию в партию: являясь заместителем секретаря партбюро цеха, он не только заботится об увеличении рядов цеховой партийной организации, но считает своей прямой обязанностью пополнять их за счет молодых рабочих – комсомольцев, комсомольцев-активистов в первую очередь. До 1975 года он сам работал простым слесарем-сборщиком на соседнем с Аней участке, сталкиваясь с ней по работе чуть не каждый день, и теперь твердо убежден: нет более добросовестного и трудолюбивого человека, чем Анна Овдий. Но ведь разные бывают рабочие даже среди тех, кто умеет трудиться горячо и самозабвенно. Иным совсем нет никакого дела до общественной самоотдачи. Не такова Аня. Вячеслав Ковтун сталкивался с ней и в совместной комсомольской работе на участке, и в работе штаба «Комсомольского прожектора» цеха, и во время предвыборных избирательных кампаний и всякий раз видел, что любое дело горело в Аниных руках...
Заседание бюро заводского комитета комсомола продолжалось... Из-за стола поднялся секретарь комитета Николай Сторожук:
– Хотелось бы, чтобы свое слово сегодня сказал и Валерий Козак, так же, как и Вячеслав Ковтун, давший Ане Овдий партийную рекомендацию.
– Я, как секретарь комсомольского бюро цеха, в котором работает Аня, – сказал Валерий, – знаю ее прежде всего как самого совестливого и исполнительного члена нашего бюро. Она отвечает за работу с молодыми рабочими, а это один из наиболее трудных участков комсомольской деятельности. Думаю, Ане в работе помогают особое личное обаяние и природная мягкость, душевность, которые так необходимы в общении с людьми. Вспоминаю случай, когда к ней, а не к кому-то другому со слезами на глазах подошла Надя Старун и попросила помощи: ей хотелось и учиться хорошо и работать отлично, но ничего не получалось. Аня взяла ее под свою опеку, стала наставником Нади, и вскоре дела у Старун пошли превосходно. Или еще случай – с Сашей Семеновым, который не принимал участия в комсомольской жизни. Аня Овдий сумела найти какие-то очень простые и убедительные слова для Саши, доказала ему, что в наше время жить вне комсомольских дел и забот – дезертирство, и вскоре парень стал настоящим активистом. Зная, как много внимания к себе требуют трудные подростки, Аня поддерживает связь с их наставниками, умудренными опытом и знаниями старыми, кадровыми рабочими. Особенно она дружна с Гладких Максимом Федоровичем, председателем Совета наставников, с которым они заботятся о молодых рабочих, учащихся вечерних школ.
Валерий Козак рассказывал членам бюро об Ане Овдий, а она от смущения все ниже опускала голову и краснела: нелегко бывает за один раз выдержать столько похвал.
В самом деле, когда Аня успевает выполнять столько различных поручений? Только за последнее время она обучила монтажному делу восьмерых учениц, которые успешно сдали экзамены для получения разряда. Она и наставник, и агитатор, и профгрупорг, и член комсомольского бюро, и передовик производства. Это она первой выступила с почином «Пятилетку – к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина», и она же всегда первая участница «Клуба молодой хозяйки» и «Клуба любителей музыки». А самое главное – она ведь по вечерам учится на втором курсе Киевского радиомеханического техникума. И оказалась она в техникуме не случайно, очень уж ей хочется выучиться на регулировщика аппаратуры, потому что работа эта творческая, тонкая, требующая больших знаний и филигранного мастерства.
– Аня, как же тебе удается сочетать учебу с большой производственной и общественной работой? Поделись с нами своим секретом... – Анатолий Воронько, заместитель секретаря заводского комитета, смотрит на Аню с доброй улыбкой.
– Как?.. Не знаю даже. Просто очень хочется успеть сделать в жизни как можно больше.
– Ну, а вот ты поедешь в Москву делегатом XVIII съезда комсомола... Волнуешься, наверно?
– Волнуюсь, конечно. Ответственность большая. Но я думаю так: расскажу делегатам о том, как мы работаем здесь, и это будет главная моя задача. Постараюсь не подвести родной завод, нашу комсомольскую организацию...
Много еще разных вопросов, касающихся текущих комсомольских и производственных дел, задали члены бюро комсомолке Овдий. Потом обстоятельно и подробно выясняли, как она знает историю КПСС, другие общественные и философские науки, спросили о положении молодежи в странах социализма и на Западе. И на каждый вопрос Анна Овдий находила четкий, но не ординарный ответ – по всему чувствовалось, человек она думающий и эрудированный. Члены бюро комитета отметили эту черту Ани с особенным удовлетворением...
Подводя итоги заседания бюро заводского комитета комсомола, его секретарь Николай Сторожук сказал:
– Мы все хорошо помним, как на XXV съезде КПСС Леонид Ильич Брежнев особо подчеркивал, что «подавляющее большинство нового пополнения партии, или более двух третей, – это комсомольцы». На примере молодежи нашего завода, через судьбу таких комсомольцев, как Аня Овдий и десятки других, которым мы уже дали рекомендацию в партию, ясно видно, что молодое поколение глубоко предано идеалам коммунизма. И я убежден, что мы вправе гордиться этими комсомольцами, потому что они уже сегодня являются высокоидейными, активными борцами, правофланговыми среди строителей коммунизма.
– На нашем заводе, – продолжал Николай, – для повышения идейного уровня кандидатов в члены партии имеется «Школа молодого коммуниста», занятия которой в течение года посещает каждый кандидат. Должен сказать, что сегодня мы даем рекомендацию в партию одному из самых достойных членов нашей комсомольской организации, прекрасному производственнику и активному общественнику. Ко всему сказанному об Анне Овдий мне хочется добавить, что орден «Знак Почета» она получила по непосредственному ходатайству комсомольской организации цеха перед руководством завода, и этот орден, как и высокая честь представлять комсомол Украины на XVIII съезде ВЛКСМ, еще более обязывает Анну Овдий к делам замечательным и значительным. А сейчас я выношу на голосование следующее предложение: кто за то, чтобы утвердить комсомольскую рекомендацию Анне Ивановне Овдий для вступления в кандидаты в члены КПСС, прошу поднять руку? Кто против? Кто воздержался? Предложение принято единогласно... Ну что ж, Аня, мы все поздравляем тебя с этим радостным событием и желаем тебе счастливого прохождения кандидатского стажа!
Николай Сторожук протянул Ане руку, но не удержался, забыл об официальности момента и крепко, от сердца обнял Анну. К Ане потянулись для поздравлений другие члены комсомольского бюро, а она, растерянно и радостно отвечая на поздравления и рукопожатия, скороговоркой повторяла: «Спасибо... большое спасибо... обязуюсь все выполнять... я сдержу слово...» И вдруг, не выдержав, почувствовала, как задрожали ее губы. Аня хотела еще что-то сказать, но не смогла, не успела... Так она и стояла перед членами бюро – счастливая, улыбающаяся, плачущая...
Этот час, этот день для нее были равны, наверно, всей ее жизни, которую она прошла от самого своего рождения до сегодняшнего счастливого мгновения.
Эстафета поколений – в надежных руках. Восемнадцатый съезд ВЛКСМ – это поверка на марше. Это деловой, рабочий праздник комсомола. Тридцатишестимиллионная армия членов нашего боевого Ленинского союза начинает новый этап своей славной биографии. В авангарде этой полной энтузиазма и революционного порыва армии более двух миллионов победителей соревнования юбилейного года – молодые гвардейцы пятилетки, отличники учебы и воинской службы, деятели науки и техники, литературы и искусства, правофланговые, которые заслужили высокое право подписать Рапорт Ленинского комсомола Центральному Комитету КПСС о жизни и свершениях советской молодежи в честь 60-летия Великого Октября. Эстафета поколений – в надежных руках. Молодые ленинцы, внуки ударников первых пятилеток, дети героев штурма Берлина и первых, самых трудных лет освоения целины с гордостью встают в одну шеренгу с отцами, бережно хранят и приумножают бесценные завоевания старших – идейность, коммунистическую убежденность, высокую нравственность, интернационализм, беззаветную преданность идеалам Ленинской партии. Партия доверяет комсомолу важнейшие участки народного хозяйства. Комсомольцы-добровольцы по-прежнему, как и в двадцатые, как и в сороковые, как и в шестидесятые годы, – там, где труднее всего. Там, где ведется великая битва за Будущее, – на трассе Байкало-Амурской магистрали, на таежных просторах Западной Сибири, на космодроме и в научных лабораториях, в цехах заводов и на полях Нечерноземья... Эстафета поколений продолжается.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Время для мастеров. Беседуют Степан Иванович Мороз, заслуженный строитель РСФСР, и Алексей Мороз, каменщик.