не любят друзья или педагоги. Я очень хорошо помню, как известная сейчас актриса Московского театра оперетты Алла Сурагина всякий раз, когда я вызывал ее на сценическую площадку выполнить простейший этюд, заливалась слезами. Чего я только не придумывал, чего только не изобретал, чтобы она обрела внутреннее равновесие, поверила, что к ней относятся доброжелательно, и почувствовала себя на сцене свободно. Потом Алла великолепно занималась, прекрасно играла в учебных спектаклях.
Есть и другая категория студентов. Эти яростно убеждены в том, что каждое их сценическое проявление великолепно. Такой актер уверен, что каждым своим выходом на сцену покоряет мир. И заставить его критически отнестись к себе – длительный и довольно сложный процесс. Приходится обнаружить и перед этим студентом и перед его товарищами всю несостоятельность его внутреннего настроя, и для этого иногда пародируешь его и даже ставишь в неловкое положение. Цель у педагога при этом одна: заставить студента понять свои промахи и заблуждения.
Я вспоминаю, что в молодости тоже страдал этой юношеской самовлюбленностью. Когда я приехал в Москву, у меня было ощущение, что я уже все умею. И мои педагоги – Николай Васильевич Демидов, Леонид Андреевич Волков, Юрий Александрович Завадский – первым делом старались сбить с меня это всезнайство и освободить от упоения собственными достижениями...
Рецидивы этой болезни были у меня и позже. Я очень хорошо помню, что, когда был совсем молодым режиссером, появилась у меня этакая манерка – покрикивать на актеров. Меня захлестывал азарт молодости, темперамент. И мне казалось, что в этом крике есть романтика работы. Но старшие товарищи сказали мне: «Ты же людей обижаешь! Давай, брат, посдержаннее». После этого замечания я начал репетировать страшно вежливо. Актеры же не знали. что мне сделано замечание, и, не понимая, в чем дело, стали беспокоиться. Один из них подошел ко мне и попросил: «Ты на меня, пожалуйста, хоть немножко покричи. Я иначе работать не могу...» Но я уже не в состоянии был пойти ему навстречу, с тех пор манера покрикивать исчезла у меня навсегда.
ГИТИС – один из старейших творческих вузов страны. За долгие годы педагогической практики здесь сложилась стройная система обучения, в основе которой школа, созданная К. С. Станиславским.
Мы не разграничиваем предметы на главные и не главные. Мы готовим для театра людей всесторонне образованных. И потому настаиваем на активном воздействии на студента всех без исключения дисциплин – от предметов общественно-политических, философии, эстетики, истории театра и искусства до танца и движения. Мы воспитываем в студенте
неутомимого работника. Человека энергичного и настойчивого, помнящего, что в искусстве право на труд предстоит в большинстве случаев завоевывать.
Мне представляется важным подчеркнуть и условие духовной кооперации, возникающей между студентами нашего института. Что я под этим подразумеваю? Прежде всего свободное общение между воспитанниками разных факультетов: театроведческого, режиссеров эстрады и цирка, кукольного театра, актеров музыкального театра, балетмейстеров, педагогов хореографического искусства с уже названными будущими актерами и режиссерами драмы. И мы, педагоги, слышим за раскованным, исключающим всякую дипломатию студенческим спором крепнущие голоса специалистов: искусствоведы по-товарищески, но с юношеским максимализмом рецензируют учебные работы актеров и режиссеров, мысли балетмейстеров небезынтересны режиссерам эстрады, актеру музыкального театра есть о чем посоветоваться с драматическим.
Творческое кооперирование, приветствуемое нами в студенческом общежитии, мы в значительной мере переносим и на учебную программу, намереваясь сблизить институт с производственной обстановкой. Поэтому мы практикуем объединенные актерские и режиссерские мастерские.
Совместное обучение актеров и режиссеров – это очень давняя проблема. И решают ее в разных творческих вузах по-разному.
Встреча режиссера с актером уже в стенах учебного заведения устанавливает те первые навыки совместной деятельности, которые крайне необходимы в дальнейшей профессиональной работе.
Но довольно часто случается так, что, загруженные своею собственной программой, режиссеры и актеры не находят времени объединиться в каком-то общем деле. И все же мы пытаемся создать такие условия, при которых это стало бы возможным.
И вот, скажем, А. А. Гончаров и другие наши профессора обучают – и довольно успешно – режиссеров и актеров на одном и том же курсе. Мне показалось, что это не единственный путь. Есть и другие. Два года назад я набрал курс режиссеров, а в прошлом году – курс актеров. Таким образом, я дал некоторую фору режиссерам. Я рассчитывал, что когда мои актеры по своей учебной программе подойдут к исполнению ролей в отрывках из советских и классических пьес – это произойдет на втором семестре второго курса, – то к этому времени мои режиссеры, будучи уже студентами третьего курса, обретут известные профессиональные навыки, и я смогу предоставить им возможность работать с этими актерами. Сначала под пристальным наблюдением педагогов, а затем и самостоятельно. Таким образом возникнет творческое содружество между актером и режиссером.
Так как студенты были ориентированы на это с самого начала, то актеры-первокурсники с большим интересом относились ко всем режиссерским опытам второкурсников-режиссеров, а те самым внимательным образом изучали «труппу», состоящую из их младших товарищей-актеров.
Сейчас идет «стыковка» подготовленных одной и той же творческой средой актеров и режиссеров.
Здесь возможны два варианта. Первый – когда режиссеры выбирают драматургический материал, над которым хотели бы работать, и после утверждения этого выбора педагогами начинают подыскивать себе актеров.
Второй вариант – когда инициатива идет от актера: у него возникает желание сделать какую-либо роль, и
он предлагает режиссеру, который кажется ему наиболее близким по творческому почерку, принять в этом участие.
Я большой сторонник самостоятельных работ. И считаю, что они чрезвычайно способствуют возмужанию дарований режиссеров и актеров. Однако, по моему мнению, начинать самостоятельную работу можно не раньше второго курса. До этого студенты должны воспринять необходимую сумму основных знаний. Потому что нигде – и в искусстве тоже – никакая одаренность не подменит знание.
...Сорок лет существует режиссерский факультет ГИТИСа – первый опыт формирования постановочных кадров, художников-командиров, возглавивших сотни театров в стране и за ее пределами. Факультет дал советскому театру таких крупных мастеров, как Г. Товстоногов, Д. Алексидзе, А. Гончаров, Г. Голубов-ский...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.