Из выступления на встрече секретариата правления Союза писателей СССР с представителями литературных объединений – горловской «Кочегарки» имени П. Г. Беспощадного и «Вальцовки» московского завода «Серп и молот»
Работа с молодыми писателями является одним из самых важных разделов в деятельности правления Союза писателей СССР и республиканских писательских организаций. Вместе с ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, вместе с комсомольскими организациями на местах мы постоянно стремимся разнообразить и совершенствовать формы работы с молодыми литераторами. Одной из наиболее действенных и перспективных форм, на практике доказавшей свою жизненность и плодотворность, является форма литературных объединений в крупных республиканских и областных центрах, при редакциях городских газет. на предприятиях, в вузах. В стране насчитывается несколько тысяч литературных объединений, накопивших ценный опыт, который мы изучаем, обобщаем и используем в повседневной практической работе. Особенно показателен в этом отношении пример старейших в стране литобъединений – горловской «Кочегарки» имени П. Г. Беспощадного и московской «Вальцовки» при заводе «Серп и молот». Эти объединения богаты не только своим опытом, который они накопили, но и традициями. и своим прошлым.
Если сказать по крупному счету, то может быть, в объединениях такого типа заключены черты будущего нашей литературы. Литературный талант участников этих объединений формируется в гуще жизни, сотнями неразрывных нитей они связаны с рабочей средой, которая выдвинула их.
Мы очень большое внимание обращаем на то, чтобы из числа пишущей молодежи выбрать таких людей, которые своим жизненным опытом, своими чувствами, эмоциями, своим мироощущением могут с полным основанием говорить от лица своих современников.
Вот почему мы придаем такое значение содружеству «Кочегарки» и «Вальцовки».
Я хотел бы. чтобы все участники литературных объединений почувствовали интерес к союзной литературе и вместе с тем очень дорого ценили свои собственные традиции, не забывали их. развивали и умножали, делились опытом с другими объединениями Донецкой. Ворошиловградской и остальных областей республики. «Кочегарка» выдвинула много имен, дорогих для нас, являющихся украшением нашей советской литературы: П. Беспощадный. Б. Горбатов, М. Слонимский, А. Сел ивановский.
Это все люди, которые не только вошли в историю объединения, но и в историю края, историю советской литературы.
Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы обратили самое серьезное внимание на нашу литературную молодежь. Именно с ней мы связываем новый этап
развития советской литературы, потому что эта молодежь принесет в литературу песни своего времени.
Для писателя знание жизни – это не просто сумма фактов. Действительно. отражение событий жизни в литературе происходит иным способом, чем это бывает на экзаменах или в обычных учебных условиях. Писатель пишет книги, и он по характеру своей работы затрачивает, быть может, лишь одну сотую того, что он знает, что он накопил.
В итоге работы писателя лишь одна сотая оказывается на виду, а все остальные сотые, повторяю, подспудны. Но если нет той подспудной почвы, которая питает одну сотую, то одна сотая бывает очень хилой, малодоказательной, не внушающей доверия. Познание жизни – это процесс обширный, глубокий, требующий полной отдачи писательского сердца. Поэтому мы неустанно говорим, и будем говорить о глубоком изучении жизни, особенно современной.
Жизнь эта стала более усложненной. Теперь, к примеру, человек труда – это человек, через которого проходят нити современных социальных явлений, достижения научно-технической революции…
Как познавать жизнь? Рецептов для этого никаких нет. Мы бы дорого заплатили тому, кто бы придумал такой рецепт – как изучать, как познавать жизнь досконально, как писать высокохудожественные произведения. Но это просто немыслимо. Это фантастика, иллюзия. Работа писателя глубоко индивидуальна. Художник живет на земле, он подвержен общественному влиянию. у него формируются вкусы, отношения, взгляды.
Мы в Союзе писателей отлично понимаем те задачи, которые перед нами ставят партия и народ, мы должны способствовать писателям в глубочайшем изучении ими жизненных процессов, в понимании всего того, что происходит.
А процессы эти чрезвычайно сложные. они не лишены трудностей и противоречий.
И подлинную жизнь можно познать только через индивидуальные усилия.
Конечно, для того, чтобы узнать жизнь, одному необходимо войти в атмосферу рабочего человека, занять его место, ощутить производство, другому достаточно это просто увидеть.
Короче говоря: окунись в людскую гущу, обожгись в горниле жизни.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что мы рассматриваем «Кочегарку» и «Вальцовку» не как изолированные «островки», а как очень важную составную часть общесоюзного литературного движения, плодотворно развивающегося при всемерном содействии партийных и общественных организаций в центре и на местах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.