Одобряя решения партии, сверяя их со своими мыслями, мы уже привыкли к деловому термину: своевременность. Об этом думаешь и сейчас, после постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Нет сомнения в том, что оно определяет новый этап в деятельности всех творческих союзов нашей страны. Этот важнейший партийный документ на многие годы вперед указывает нам пути развития нашей литературы и искусства, он является своеобразной программой борьбы за формирование идейного, нравственного и профессионального облика начинающего литератора, художника, композитора, представителя любого «творческого цеха» советского искусства.
Мир нашей жизни широк и многообразен. Мы являемся участниками строительства самого передового в мире коммунистического общества. И основная задача нашей творческой молодежи не только овладеть тайнами профессионального мастерства, но прежде всего, прочувствовать и постичь суть тех колоссальных изменений, которые ежедневно, ежечасно совершаются вокруг нас. Жизнь во всех ее проявлениях – вот лучшая школа для начинающего литератора, художника, композитора! Лишь тот, кто проходит через ее горнило, получает настоящую нравственную закалку и обретает свой собственный, непохожий на чей-либо другой творческий почерк.
Сразу же замечу, что все без исключения творческие союзы нашей страны на своих недавних съездах или расширенных пленумах широко откликнулись на Постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» и наметили целый ряд мер, направленных на успешное его выполнение. Но мне хочется поподробней рассказать о наиболее важных направлениях деятельности Союза писателей СССР по воспитанию молодого литературного пополнения. Только за последние два года прошли VIII и IX Всесоюзные фестивали молодых поэтов, Всесоюзное совещание молодых писателей, работающих в жанре фантастики и приключений, II Всероссийское совещание молодых критиков, III общемосковское совещание молодых писателей, Всероссийское совещание молодых очеркистов, ряд зональных совещаний и семинаров.
Поколение, вступающее сегодня в литературу, накопило большой жизненный
опыт. Среди начинающих писателей мы встречаем врачей и геологов, рабочих и журналистов, инженеров и ученых. Они привносят в свои первые произведения не умозрительные конструкции, а реальные черты живой действительности, которая знакома им не на словах, а на деле.
Не случайно первый секретарь правления СП СССР Г. М. Марков на VI Всесоюзном совещании молодых писателей подчеркнул: «Мы испытываем чувство удовлетворенности от того, что абсолютное большинство молодых писателей имеет правильное представление об общественном назначении литературы, о профессиональных требованиях к мастерству, несет с собой многообразие художественных решений, охватывает в своих произведениях важнейшие стороны действительности».
После постановления ЦК КПСС о работе с творческой молодежью Секретариат правления Союза писателей СССР на специальном заседании утвердил перспективный план работы по идейно-творческому воспитанию молодых литераторов. На этом заседании утвержден также состав Совета по работе с молодыми литераторами. В Совет вошли видные советские писатели, представители ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и других общественных организаций, представители литературно-художественных газет и журналов, радио и телевидения.
Одна из главных задач, стоящих перед вновь созданным Советом, – обеспечить приток свежих сил в литературу, выявить творчески одаренную молодежь. Для того, чтобы Союз писателей СССР мог четко и верно судить о своих резервах, активно влиять на их творческий рост, принято решение: в течение четырех лет провести Всесоюзные совещания молодых прозаиков, поэтов, критиков, драматургов, очеркистов. Эта огромная по масштабам работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с Центральным Комитетом комсомола, с которым Союз писателей связывает давняя традиционная дружба.
С того времени, как было опубликовано постановление, прошло несколько месяцев, а мысленно все возвращаешься и возвращаешься к нему... Невольно вспоминаются при этом слова Максима Горького, который не один раз подчеркивал: «... Нам надо готовить себе смену. Мы должны вырастить целую армию отличных литераторов – должны!»
Сколько времени, сколько трудов потратил этот беззаветно преданный социалистической культуре человек и на поиск талантов и на бескорыстную помощь им! Вот у кого мы постоянно должны учиться высокогуманному отношению к людям талантливым – и бережному, и вместе с тем непременно взыскательному.
Талант – вещь сложная, и, желая определить для себя ту или иную грань его, часто задумываешься: на самом ли деле он природный дар, вручаемый счастливому обладателю его как нечто неизменное? Или же эта обостренная способность человека к какому-либо определенному виду деятельности постоянно развивается, изо дня в день формируется под воздействием самых разных факторов – исторических, политических, социальных? Диалектика
склоняет, конечно, к последнему, и тут тебе открывается та бездна работы, которую предстоит проделать, чтобы помочь найти себя многим и многим...
Прямая наша задача – создать все условия для развития таланта, для того, чтобы он достиг и художественного своего пика и вершины гражданской зрелости. Но что это за условия? Каковы они? Ведь каждый наделенный талантом человек своеобразен, и соответственно своеобразными должны быть и методы помощи начинающему и способы товарищеского влияния на его творческий рост. Как знать, может быть, в какой-то момент одному позарез необходима командировка в далекий край, другому – подтвержденный авансом издательский договор, который позволит всего себя без остатка отдать новой книжке, третьему – участие в творческом семинаре и вечерние споры со сверстниками, четвертому – беседа с тем единственным человеком, кого впоследствии, уже повзрослев, вчерашний молодой писатель с благодарностью назовет Учителем. А впрочем, каждому необходимо не только все это в отдельности, а все вместе.
И все-таки главным в работе с молодыми остается, хочу повторить, вот что: приобщить его к главным заботам нашего народа, помочь постичь и сокровенные думы его и глубинные чувства. Потому что есть у писательского таланта одна составляющая, без которой он никогда не сделается полноценным. Это верность земле своих предков, верность заветам своих отцов.
О чем еще задумываешься, когда размышляешь о молодых?
О том, что чуткое и бережное отношение к их творчеству должно сочетаться с бескомпромиссной требовательностью и принципиальностью в оценках. Чего, как говорится, греха таить: некоторые из тех, кого лишь с большою натяжкою можно отнести к начинающим и у кого, поэтому уже есть немалый опыт «осады» издательских кабинетов, готовы истолковать постановление как некое по отношению к себе послабление... Нет, серость должна остаться за бортом молодой литературы, и цель постановления как раз в том и состоит, чтобы добиться повышения качества, повышения идейного уровня того, что выходит из-под пера начинающих.
Думается, что большую помощь и в деле отыскания людей по-настоящему одаренных и в деле пропаганды их творчества могут – и непременно должны! – сыграть наши молодежные периодические издания. В этом смысле заслуживает внимания опыт журнала «Смена», который ведет постоянную рубрику «Новое имя». Как правило, молодых поэтов и прозаиков, которые печатаются под этой рубрикой, представляют публике известные литераторы, и их доброе напутствие, несомненно. ко многому обязывает тех, к кому оно обращено. Только за прошедший год под рубрикой «Новое имя» в журнале выступили около двадцати начинающих литераторов, и среди них такие, бесспорно, талантливые люди, как прозаики Владимир Зима, Сергей Пестунов, Константин Гердов, а также поэты Владимир Добин, Ольга Бахтиярова, Ираида Потехина, Геннадий Лысенко.
Новое имя... Это как заявка на собственное «я». Как обещание интересных встреч в будущем. Нет сомнения в том, что выступившим под этой рубрикой еще придется многое доказывать годами упорного труда и мучительных поисков собственного голоса. Но у этих ребят нынче уже есть те, кто переживает за них, кто за них искренне болеет, кто ждет теперь их новых произведений. У них теперь есть свой читатель. Разве этого мало?
Недавно завершил свою работу в Душанбе IX Всесоюзный фестиваль молодых поэтов. Это был очень представительный форум молодых: из всех со-
юзных республик приехало 40 поэтов, тщательно отобранных Союзами писателей республик совместно с ЦК ВЛКСМ. Руководили семинарами на фестивале известные поэты, опытные наставники.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.