Романтик?
Я прочитал в книжке, выпущенной местным издательством, стихи Александра Калашника, журналиста из «Томского нефтяника», энтузиаста и ветерана студенческих строительных отрядов.
Романтика – твой хлеб просолен потом. Романтика – мозоли на руках. Романтика – тяжелая работа, Как песня на запекшихся губах...
Романтика в сибирском исполнении: Без бенгальских огней и сахарного сиропа. Мужественная. Человечная.
Жизнь всюду и везде, на каждом шагу учит ценить качество – здесь особенно сурово учит.
Прораб Юрий Петрович Ковтун, сибиряк «по выбору» (из Подмосковья сам, но уже второй десяток лет на строительных площадках Томска «разменял»), рассказывает:
– Тон на стройке задают профессионалы. Думающие, самостоятельные ребята. Учатся почти все – в школах рабочей молодежи, в техникумах, в институтах. Ну, и спрос у них друг с друга соответственный...
Однажды вот что случилось...
Прокладывали дорогу. Торопились, естественно. Основание дороги в одном месте не слишком тщательно утрамбовали-укатали. А почвы здесь хлипкие. Бетонная плита скосилась – и попробуй проехать. Тяжело груженный МАЗ мало приспособлен для автоэквилибристики...
– Как всегда, и дело подгоняло и обычная наша неуемная горячка: быстрее, быстрее... Где разумный рубеж этого «быстрее»? Строили – сэкономили минуты. Потом потеряли часы и дни на этом «разъезде»...
Было в дирекции совещание – пригласили на него «авторов». Дали слово шоферам, которые ту дорогу преодолевать должны. Те высказались. Не в «акварельных полутонах», как нетрудно догадаться. Потом кто-то предложил: пройдем, посмотрим, как эта плита «в работе» выглядит... Отправились туда, где кувыркались МАЗы с панелями... Постояли, слов больше не произносили. «Хватит, – взмолились бракоделы. – Сегодня после смены все приведем в порядок».
И привели.
Да, здесь неловко плохо работать, на этой стройке. Не хватает людей, каждый огрех – проблема. Неловко перед товарищами. Неловко перед самим собой. «Микроклимат ударной» не изобретение досужих социологов. Пусть еще только набирает размах стройка, пусть еще только в рулонах чертежей существует будущий комбинат – микроклимат здешний не проглядишь. Утвердился он и продолжает утверждаться.
В старинном гербе Томска – вздыбленный белый конь на зеленом поле. Толкование простое. Извоз, лес. Ямщики томские знамениты были во всей России. Ну, а что такое сибирский кедрач или строевая сосна, растолковывать не требуется. Примерно шесть процентов лесного богатства Советского Союза – на территории Томской области. Считайте: каждое шестнадцатое-семнадцатое дерево в стране.
Эпоха неизменно стучалась и будет стучаться в мир символов, корректируя и обогащая их. Разве не просятся сегодня в герб Томска нитка нефтепровода, ажурное хитросплетение буровой или сверкающие шары и цилиндры химкомбината?
В томских вузах целые факультеты «разворачиваются» в сторону нефтехимического комплекса – потребуются инженеры, ученые. Будет создано специальное ПТУ – нужны квалифицированные рабочие. Доводится до проектной мощь нефтепровода Александровское – Анжеро-Судженск – по нему комбинат будет получать сырье. Транспортники прикинули, какими средствами легче и быстрее можно будет добраться до проходной. Оказалось, что автобус-экспресс или скоростной трамвай доставит сотрудников комбината из центра города всего за восемнадцать минут. В лабораториях томских НИИ идет поиск оптимальных технологических решений, уже теоретически обоснован и практически подтвержден способ в три раза сократить расход нефти при производстве этилена. Архитекторы обсуждают инфраструктуру новых районов. Комсомольский -штаб стройки отправляет письма в воинские части: «Ребята, после демобилизации ждем вас к себе!»
Нефтехимия – вот тот «белый конь», на котором Томск «въезжает» в восьмидесятые годы.
Интересная, многообещающая дорога...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)